Вчера председатель Верховного суда РФ Вячеслав Лебедев неожиданно сообщил прессе, что на днях его ведомство предложит законопроект о корректировке Уголовно-процессуального кодекса страны. В соответствии с поправками прокуратура, требуя снять неприкосновенность с депутата или сенатора, сможет обращаться к парламентариям напрямую – минуя судебные инстанции. Эксперты усматривают в новшестве серьезное укрепление позиций Генеральной прокуратуры.
Вячеслав Лебедев на совещании председателей советов судей субъектов РФ высказал идею об упрощении процедуры привлечения к уголовной ответственности лиц с особым статусом.
Он уверен, что Верховный суд в этой процедуре участвовать не должен. Таким образом, требовать «головы» депутата, сенатора, судьи КС и ВС сможет только руководитель Генпрокуратуры – единолично.
Внимание главных судей страны, которые сегодня собираются на свой пленум, привлекла конкретная статья УПК – 448-я. В ней прописан механизм привлечения к уголовной ответственности так называемых лиц с особым статусом. Это члены Совета Федерации и депутаты Госдумы, судьи Конституционного и Верховного судов, прокуроры, начиная от генерального до районного, и следователи – начиная с руководителя Следственного комитета до самого последнего сельского правоохранителя. А также бывшие президенты РФ или, наоборот, кандидаты на эту должность, глава Счетной палаты РФ вместе с заместителем и всеми аудиторами, уполномоченный по правам человека, адвокаты и члены всех избирательных комиссий страны.
В чем заключается сегодня их особый статус? Например, в том, что при задержании их в качестве подозреваемых, если, конечно, они не застигнуты на месте преступления, их следует немедленно отпускать сразу же после установления личности и должностного положения.
К примеру, если генпрокурор хочет обратиться в Думу с предложением лишить неприкосновенности какого-то депутата, то он должен получить от трех судей ВС РФ заключение о наличии в действиях этого самого депутата признаков преступления. Лебедев предлагает убрать судейских из данной процедуры, тем самым оставив вопрос о возбуждении уголовных дел против депутатов ГД, членов СФ и судей КС и ВС на усмотрение лично генпрокурора. «Это вообще надо исключить из нашего уголовного процесса, и взамен этой стадии ничего не надо делать», – заявил председатель Верховного суда. Лебедев считает, что «это абсолютно надуманная стадия», которая появилась в УПК только в 2002 году. По его словам, сегодняшний пленум ВС РФ обсудит поправку к статье 448 УПК и в ближайшее время представит ее Госдуме.
На первый взгляд Лебедев фактически предложил усилить позиции руководителя Генеральной прокуратуры Юрия Чайки, который в последние дни снова оказался едва ли не в центре информационных потоков. Напомним, это произошло после того, как Чайка закрыл старое уголовное дело на своего нынешнего заместителя Александра Буксмана. А возобновил его не кто иной, как главный «обидчик» прокуратуры – руководитель Следственного комитета Александр Бастрыкин. Заметим, что именно «под него» Следственный комитет, который только числится при Генпрокуратуре, и был создан. У Бастрыкина было хорошее положение в глазах прежнего руководства страны – он учился с Владимиром Путиным в университете и даже был старостой его группы. Но вот вчера главу СК принял и новый президент – Дмитрий Медведев, который, судя по всему, захотел узнать из первых рук подробности антикоррупционной программы, в последнее время распропагандированной этим ведомством. Напомним, кстати, что Вячеслав Лебедев вряд ли может считаться фаворитом Медведева, ведь ему более приятен председатель Высшего арбитражного суда Антон Иванов. Стоит отметить, что какое-то время назад оба судейских начальника заочно соревновались, кто из них выступит с более оригинальным предложением по реформе судебной системы. Сейчас явно побеждает судья Иванов, но, как можно заметить, Лебедев тоже не опускает руки.
Однако никакого усиления Чайки может и не произойти. Например, зампред думского комитета по конституционному законодательству Виктор Илюхин, неплохо ориентирующийся в прокурорских кулуарах, полагает, что противостояние Бастрыкина и Чайки, которое представляет собой всего лишь ответвление борьбы внутри чекистского клана, закончится отставкой. Именно Чайки, после чего, по словам Илюхина, «найдут более лояльного, скорее всего питерского, и сделают его генеральным прокурором». Что касается внутричекистской войны, то тут Илюхин пессимистичен: «она была и будет». Или, как заявил «НГ» один из думских источников, искушенный в правоохранительных делах, а потому пожелавший остаться неназванным, «Виктор Черкесов с Игорем Сечиным продолжают разбираться, кто из них будет иметь большее влияние на следствие».
Эксперты полагают, что ликвидация этого механизма укрепит позиции прокуратуры. По мнению генерального директора Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрия Орлова, теперь процесс получения согласия на возбуждение уголовных дел существенно упростится: «Прокуратура сможет намного свободнее воспользоваться своими правами. Чиновники почувствуют, что возможность попасть под уголовное преследование стала более явной».