Петербургский международный экономический форум, или, как его окрестили, Русский Давос, удался, не успев толком начаться. Петербуржцы коротали белые ночи, споря до хрипоты о длине яхт российских предпринимателей, наблюдали нескончаемые салюты и наслаждались музыкой группы Pink Floyd. О чем можно было говорить бизнесменам со всего света в обстановке роскоши и тотального расточительства? Только о мировом кризисе и экономической нестабильности.
Российская сторона придала мероприятию государственный масштаб. В работе форума участвовал политический бомонд, включая ведущих министров. Казалось, в эти дни все подчиненные Владимира Путина покинули шефа ради мероприятия в Северной столице. Председателем форума была министр экономического развития Эльвира Набиуллина, модераторами конференций – первый вице-премьер Виктор Зубков, вице-премьер Александр Жуков и спикер Госдумы Борис Грызлов. Рядовыми участниками конференций – вице-премьеры Алексей Кудрин и Сергей Иванов, а также руководитель администрации президента Сергей Нарышкин. Компанию им составили лидеры стран СНГ и ведущие российские губернаторы.
В центре общего внимания находилась губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко. Ее спешили обнять члены российской делегации, за ней следовали по пятам объективы телекамер. Петербургский градоначальник была неотразима в черном костюме с блестящими полосками, который издалека напоминал то ли спортивный, то ли военный.
На протяжении субботнего дня, объявленного международным, президент России пребывал в прекрасном расположении духа. Свою работу он начал с осмотра приуроченной к форуму выставки. Набор экспозиций был традиционным – нанотехнологии, спутниковая система ГЛОНАСС, самолет нового поколения «Сухой Суперджет-100», макеты олимпийских объектов в Сочи. За годы работы в правительстве Медведев настолько досконально изучил производственные образцы, что мог на ощупь отличить пластину, выполненную с добавлением наноматериалов, от обычной, поэтому сам нередко выступал в роли гида и поражал знаниями ученых.
Президенту правления Сбербанка России Герману Грефу не терпелось рассказать об эксклюзивных технологиях, внедряемых в родной компании. «Мы тратим только на покупку одной бумаги в год 37 миллионов долларов, – жаловался экс-министр. – Если мы полностью перейдем на безбумажные технологии, то в год сэкономим вырубку 100 тысяч деревьев». Чтобы не быть голословным, Греф продемонстрировал программу, позволяющую проводить банковские операции при помощи домашнего компьютера или сотового телефона. «Мы готовы предоставить кредит, оформить депозит, оформить корпоративную карту», – бодро затараторил аппарат. Медведев что-то прикинул в уме и решил: «Мне не надо. Вы Герману Оскаровичу кредит предоставьте!» Компьютер ответил, что это невозможно, и потребовал добавочную сумму. «Вот это правильно! – захохотал Медведев. – Нечего начальнику кредиты выдавать!» Зная о любви президента к продвинутым компьютерным технологиям, Греф поделился рассказами о том, как упаковать все банковские услуги в одно приложение. «Вот мой реальный телефон, – похвастался Греф. – По моим счетам каждый день приходит около двух десятков сообщений». – «Денег много тратите, поэтому и сообщения приходят. Были бы скромнее...» – с иронией ответил президент.
Тем временем представители мировой бизнес-элиты дожидались выступления российского лидера на пленарном заседании форума. Медведев легко и непринужденно взошел на трибуну. «Сегодня центром нашего внимания станут глобальные перемены в финансовой системе, на сырьевых и продовольственных рынках», – начал доклад президент и перечислил негативные явления последнего времени: «финансовый кризис, рост цен на природные ресурсы и продовольствие, глобальные катастрофы». По мнению Медведева, виной тому «растущий экономический эгоизм» отдельных стран, которые «подменяют прагматические интересы политическими соображениями». Для преодоления кризиса необходимо построить «новую, более эффективную архитектуру мировой продовольственной политики и торговли». «Полагаю, что институты регулирования должны максимально учитывать интересы всех стран независимо от уровня их развития», – подчеркнул Медведев и предложил Россию в качестве «удобной площадки» для обсуждения структуры этих институтов.
Помимо выступления на пленарном заседании форума, в насыщенном графике президента значились еще два крупных мероприятия – вручение премии «Глобальная энергия» и встреча с руководителями иностранных компаний. Церемония не обошлась без неожиданностей. Организаторы долго настраивали звук и проверяли, хорошо ли слышен голос диктора. Как выяснилось позже, лучше бы они этого не делали. Сидевшие на сцене лауреаты и учредители премии томились в ожидании президента. Наконец диктор в стиле Юрия Левитана громогласно объявил: «Президент России┘» Здесь он набрал в легкие как можно больше воздуха и произнес: «Влади...» По залу пробежал ропот, в партере напряженно завертели головами. Диктор, осознавший, что гореть ему в аду, мужественно поправился: «Дмитрий Анатольевич Медведев» Президент, уже нарисовавшийся в дверном проеме, чуть улыбнулся и сделал вид, что не заметил ошибки ведущего.
Если не считать этого исторического момента, вручение премии канадскому и двум российским ученым прошло без сучка без задоринки. На мероприятии присутствовали ныне безработные руководители РАО «ЕЭС России» – Анатолий Чубайс и Леонид Гозман. Последний перед началом церемонии засвидетельствовал свое почтение и подал руку губернатору Матвиенко. Ту самую, которую ему сломали во время не санкционированного питерскими властями марша несогласных.
Основная часть встречи с руководителями ведущих иностранных компаний прошла за закрытыми дверями, что было вполне объяснимо. Как заявил председатель совета директоров Всемирного экономического форума Клаус Шваб, побеседовать с российским президентом пришли «люди, которые представляют более одного триллиона долларов». От впечатления, которое должен был произвести на представителей бизнеса Медведев, во многом зависит судьба иностранных инвестиций в Россию. Пока ясно одно: Запад настроен на самое позитивное сотрудничество с новым президентом. «Я прекрасно помню ваше заключительное слово в Давосе полтора года назад, где вы поразили всех своими взглядами на будущее России. Вы впечатлили всех знанием английского языка», – таким комплиментом в адрес Медведева открыл встречу Клаус Шваб.
Кажется, дело не только в том, что хозяином форума была Россия. Аналогичная картина гармонии наблюдалась и во время общения Медведева с представителями немецкого бизнеса в Берлине. В столице Германии российский лидер посоветовал Западу избавиться от «блоковой инерции» НАТО, а в Петербурге обвинил США в «экономическом эгоизме». Однако жесткие заявления не оттолкнули западных партнеров. Похоже, они по-прежнему считают нового президента либералом и не особенно верят словам Владимира Путина о том, что с Медведевым им «будет не легче».
Санкт-Петербург