0
775
Газета Политика Интернет-версия

04.06.2008 00:00:00

Публичная дуэль со скрытыми мотивами

Юрий Скуратов

Об авторе: Юрий Ильич Скуратов - президент фонда "Правовые технологии XXI века", генеральный прокурор РФ в 1995-2000 годах.

Тэги: скп, прокуратура, скандал


Скандальная полемика между руководством Следственного комитета при прокуратуре РФ и уволенными сотрудниками приобретает все более острые формы, но она не принесет пользы ни одной из конфликтующих сторон. Что касается широкой общественности, то здесь можно говорить и о плюсах, и о минусах. Плюс в том, что этот нарыв вскрылся, и здесь нужно отдать должное руководителю СКП Александру Бастрыкину, который не стал замазывать конфликт, придал ему публичный характер. Нельзя сказать, что нам полностью приоткрыли тайны, ставшие пружиной противостояния, но у каждого ведомства были, есть и будут свои тайны, их охраняет закон. Профессиональная кухня не должна превращаться в проходной двор, это, думаю, всем понятно.

Самый главный минус происходящего заключается в том, что публичное выяснение отношений разрушает кредит доверия граждан к СКП – новой структуре, с которой общество связывает очень много надежд. По замыслу она должна стать цитаделью наиболее порядочных, чистых в нравственном смысле профессионалов, которым поручена задача, сравнимая с высшим пилотажем, – бороться с преступностью, коррупцией в высших эшелонах власти. И когда в самом начале формирования структуры Александр Бастрыкин говорил, что мы отбираем лучших из лучших, но даже их берем на контракт всего на год, чтобы этот год стал для них испытательным сроком, эти слова и действия обнадеживали общественность. Но не прошло и года, как выяснилось, что в новом ведомстве, мягко выражаясь, не все благополучно, а «лучшие из лучших» начали войну друг против друга.

Конфликты в правоохранительной системе, порой очень болезненные и затяжные, вовсе для нас не новость. В свое время КГБ пикировалось с МВД, МВД недолюбливало ФСБ, в более поздние времена все знали, что Чайка воюет с Устиновым, Бастрыкин – с Чайкой, но никогда эти отношения публично не обнажались, а выяснялись в пределах ведомственных стен. Когда же глава СКП начал выяснять отношения с начальником Главного следственного управления Дмитрием Довгием и его заместителем Алексеем Новиковым, коллективное письмо из новой структуры сразу полетело в администрацию президента, а потерпевшая в конфликте сторона начала раздавать интервью, не заботясь о том, как она при этом выглядит. Картина, прямо скажем, печальная. Но уже понятно, что компромиссов в этой войне не будет.

Расценивать произошедшее как банальный «производственный» конфликт, проявление личностных разногласий невозможно. За этим видится большее – от трудностей роста и становления новой организации до непродуманности концепции реформы. Скажу больше – это показатель общего неблагополучия в нашей правоохранительной системе.

Когда происходят подобные конфликты, всегда хочется стать на сторону более слабого, пострадавшего. Но в данном случае у меня позиция уволенного Дмитрия Довгия не вызывает сочувствия. Сейчас он в своих публичных выступлениях и интервью утверждает, что ситуация в СКП сегодня напоминает 37-й год, что дела возбуждаются и закрываются по указанию начальства и прочее, и прочее. Конечно, тут возникают многие вопросы. Чего же ты, когда сидел при хорошей должности, был сам частью этой машины, послушно выполнял указания и не говорил о 37-м годе? Человек, ведущий себя подобным образом, бросает на себя большую тень. Довгий также утверждает, что к убийству Политковской причастен Березовский, но доказательств не приводит, вероятнее всего, их просто нет. В свое время нам пришлось начинать уголовное преследование Березовского, в ту пору его поддерживали великие мира сего, и требовалось немалое мужество, чтобы следовать закону. Сейчас походя пнуть мертвого льва – невелика заслуга. В любом случае это плохо пахнет, так как есть такое понятие, как тайна следствия, оно для профессионала должно быть святым. В положении Довгия можно идти до конца лишь тогда, когда чувствуешь себя неуязвимым. А если позади тебя остаются шкафы со скелетами, что и вытекает из его публичных откровений, – вряд ли можно рассчитывать на победу.

Глава СКП Александр Бастрыкин, комментируя увольнение Довгия, сделал намек на существующую коррупционную составляющую, но уголовного дела в отношении уволенного пока нет. Пока инициатива перехвачена уволенными – Дмитрий Довгий и Алексей Новиков подали иски в суд, добиваясь восстановления в должности и компенсации материального и морального ущерба. Чем ответит им руководитель СКП? Я полагаю, что Александр Бастрыкин намеревался разрешить этот конфликт, что называется, мирным путем, в духе установившихся традиций. Такая половинчатость, как правило, не устраняет, а плодит проблемы, заводя иногда руководителя в тупик.

Нельзя обойти вниманием еще одно обстоятельство. Скандал в СКП проходит на фоне слушаний в Совете Федерации о месте и роли прокуратуры в нашей стране. Там очень авторитетные профессионалы вновь говорили о том, что самая главная ошибка, совершенная при реформировании Генпрокуратуры РФ, состоит в том, что под шумок разграничения следствия и надзора прокуратуру лишили реального надзора. Подчеркну – не только над СКП, но и над следственными органами МВД, ФСБ, наркоконтроля. Существуй этот надзор в нормальном виде, скандал в СКП просто бы не вызрел.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как всех людей обеспечить крыльям

Как всех людей обеспечить крыльям

Ольга Камарго

Андрей Щербак-Жуков

110 лет со дня рождения поэта и прозаика Вадима Шефнера

0
322
Пять книг недели

Пять книг недели

0
176
Руководство к бездействию

Руководство к бездействию

Сергей Белорусец

Стихотворные игры с поварешкой, термосом и восторженным брюнетом

0
317
Дорога к спокойствию

Дорога к спокойствию

Виктор Песенный

0
31

Другие новости