В Москве в обстановке повышенной секретности открылась общероссийская конференция «Единой России». К партийцам обратился первый замглавы администрации президента Владислав Сурков, который допустил, что возможным партнером ЕР по будущей двухпартийной системе станет «Справедливая Россия». А единороссам он посоветовал покинуть административный заповедник.
Мероприятие с самого начала позиционировалось закрытым. Но уже накануне сведения о том, что партийный слет посетят глава кремлевской администрации Сергей Нарышкин и его первый заместитель Владислав Сурков, попали в прессу.
Местом проведения конференции символично выбрали строение, входящее в комплекс зданий администрации президента. Таким образом, понять, кто является гостем, а кто – принимающей стороной, было невозможно. Накануне в пресс-службе «Единой России» журналистов строго предупредили, что аккредитоваться на мероприятие нет ни малейшей возможности, поскольку организацией «занимаются не в партии, а на Старой площади».
Поначалу высказывались предположения, что конференция станет своеобразным теневым съездом, однако против этой версии свидетельствовало отсутствие лидера партии Владимира Путина. Источник «НГ» в руководстве партии назвал событие прологом съезда.
Распределение ролей между руководителями президентской администрации оказалось неожиданным. В то время как выступление Нарышкина полностью открыли для прессы, все заявления Суркова были сделаны за закрытыми дверями. Из зала попросили всех пресс-секретарей и даже помощников высокопоставленных партийцев, чтобы ни одной капли лишней информации не просочилось в СМИ. Получилось, что ценность слов заместителя гораздо выше, чем самого руководителя администрации. Впрочем, ничего судьбоносного в обращении Нарышкина не содержалось. «Единая Россия» – ведущая политическая партия, и ее роль трудно переоценить, – отметил новый глава администрации. – Эта роль должна не только сохраняться, но и возрастать». Нарышкин посоветовал партийцам в новом политическом сезоне не почивать на лаврах, а разработать «инструменты партийного влияния и воздействия».
Речь Владислава Суркова, по словам источника «НГ» в Государственной Думе, была посвящена политической системе и партийному строительству. Он сообщил, что в стране сегодня сложилась полуторапартийная система, характерная для всех стран переходного периода. После чего «призвал партийцев к модернизации своей структуры и выходу из административного заповедника». Первый замглавы кремлевской администрации подчеркнул важность обновления для партии власти. И заметил, по словам источника «НГ», «что двухпартийная система, конечно, более современная, адекватная и продвинутая форма политического устройства страны, но сегодня это скорее цель, к которой надо стремиться». В этом месте выступления Сурков, сказал собеседник «НГ», весьма одобрительно отозвался о «Справедливой России» Сергея Миронова и заметил, что его структура могла бы стать в будущем партнером «Единой России».
Между тем российский премьер совершенно пренебрег партийными интересами и предпочел в этот день выступить на Общем собрании Российской академии наук, а затем отправиться с официальным визитом во Францию. В отсутствие лидера право первого выступления перешло к председателю высшего совета «Единой России» Борису Грызлову. Спикер Госдумы поздравил коллег с феноменальным успехом: «Мало партий в мире, которые за столь короткий период работы сумели занять такие серьезные позиции в политическом спектре своих стран». Высокие показатели, по признанию Грызлова, стали следствием «освоения избирательных технологий».
Довольно подробно рассказав о не утихающей внутренней дискуссии, председатель перешел к болезненному вопросу членства в партии. Грызлов потребовал от исполкома «Единой России» нещадно избавляться от «балласта»: «Я считаю, что член нашей партии не только должен знать, что он член партии, и иметь партийный билет – он должен гордиться этим билетом». Глава единороссов поставил задачу сформировать «кадровый резерв на должности губернаторов и мэров». «В соответствии с действующим указом президента партия имеет право выдвигать кандидатуру на должность губернатора, предлагая ее президенту для внесения в Законодательное собрание, – отметил Грызлов. – Нам нужны кандидатуры губернаторов для следующего избрания, скажем, с дистанцией в пять лет».
Таким образом, недавнее решение ЕР избавиться от чиновников – руководителей региональных отделений приросло важной подробностью. Как выяснилось, партия вовсе не стремится отделить себя от региональных властей. Напротив: именно «Единая Россия» станет кузницей кадров для губернаторского и депутатского корпусов.
Соратники Грызлова оказались далеко не такими разговорчивыми, как председатель их высшего совета. В перерыве мало кто из единороссов отваживался делиться впечатлениями. «Сурков говорил о том, что партия должна трансформироваться и заниматься идеологической работой. Должна стать более живой, более способной отвечать на вызовы, – начал было рассказывать один из партийцев, но вдруг осекся, хорошо задумался и предложил отложить беседу на час-другой: – Надо уточнить кое-какие моменты». К следующему перерыву собеседник «НГ» вообще отказался беседовать на тему конференции. Глава идеологического управления ЦИК «Единой России» Иван Демидов также ушел от ответа. Вначале он также попросил перезвонить «через два часа». А потом решительно отрубил: «Тут нечего комментировать, мы в данном случае люди исполнения». Создавалось впечатление, что эти два часа партия занималась отработкой универсального способа лишения информации представителей СМИ.
Между тем Артур Чилингаров от переизбытка радости по поводу своего избрания в академики не удержался и сообщил журналистам, что Сурков призвал партию быть более открытой.