Одна из важнейших проблем, стоящих перед российскими промышленными предприятиями, – низкое качество поставляемых комплектующих изделий и материалов. В то время, когда качество комплектующих изделий является составляющим, а зачастую и определяющим качество сложной техники, количество претензий к продукции поставщиков с каждым годом увеличивается.
Сегодня мы имеем крайне нерадостную статистику: 35% текущих затрат конечного потребителя идет на устранение дефектов, а еще 15% – на устранение проблем, возникающих в процессе эксплуатации изделий. Столь дорогую цену приходится платить за брак.
Хотя с 1993 года упразднены все формы государственного обеспечения материально-техническими ресурсами, предприятиями до сих пор не разработан механизм оценки и выбора поставщиков с позиций обеспечения качества. Зачастую единственным критерием выбора является цена продукции. Документы, подтверждающие наличие у поставщиков систем менеджмента качества и их сертификацию, либо не запрашиваются, либо не контролируются области их распространения и сроки действия. Не оцениваются полномочия органов, выдающих соответствующие сертификаты. Очень часто полученные от поставщиков такие сертификаты представляют собой не более чем красивые бумажки.
Требования нынешнего госстандарта (ГОСТ Р ИСО 9001), формально внедренного на многих предприятиях, предполагают рассмотрение деятельности по обеспечению качества с позиций процессного подхода. Однако до сих пор деятельность по закупке не осознается предприятиями как процесс, как совокупность взаимосвязанных действий. В результате практически на всех предприятиях низкий рейтинг поставщика не влияет на увеличение объема входного контроля, а высокий – на его снижение. То есть методы управления поставщиками не зависят от полученного ими рейтинга.
Снижение объемов закупки и зависимость предприятий от поставщиков-монополистов привели к тому, что предприятиями все реже используются экономические рычаги воздействия на поставщиков, все реже предъявляются рекламации поставщикам некачественной продукции, все чаще используется замена некачественной продукции поставщиками без выплаты штрафных санкций, а главное, без последующего исследования причин брака и разработки мер по их устранению.
Упоминавшийся выше ГОСТ предусматривает выработку предприятиями таких методов взаимодействия со своими поставщиками, которые гарантировали бы качество закупаемой продукции. Но применяемые в настоящее время методы в большинстве случаев носят репрессивный характер: «Будешь поставлять некачественную продукцию – мы тебя проверим и создадим массу проблем».
В условиях отсутствия у предприятий свободных средств для закупки продукции за рубежом и при монополизме отечественных поставщиков репрессивные меры воздействия становятся малоэффективными. В таких условиях взаимоотношения с поставщиками надо перевести в партнерскую плоскость, то есть сделать их взаимовыгодными. Необходимо строить не систему наказаний «плохих» поставщиков, а систему поощрения «хороших». Такая система может предусматривать выдачу сертификатов потребителя, экономические привилегии и т.д.
В настоящее время также не решена проблема проведения мониторинга за поставщиками в период поставки. Как правило, это связано с отсутствием на предприятиях персонала, способного квалифицированно осуществлять мониторинг эффективности систем менеджмента качества поставщиков. В этой ситуации представляется целесообразным формировать комиссии по мониторингу из представителей предприятия – системного интегратора и представителей положительно зарекомендовавшей себя сертифицирующей организации. Такой подход позволит представителям предприятия повысить свой квалификационный уровень и приобрести необходимый опыт.
Также нужно отметить, что поставщики в большинстве своем являются монополистами, то есть поставляют свою продукцию на разные предприятия промышленности. В этой связи мониторинг работы поставщиков может осуществляться комиссиями, сформированными из представителей разных предприятий, что, в свою очередь, поспособствует коллективному снижению издержек предприятий – системных интеграторов на проведение мониторинга работы смежников.