0
814
Газета Политика Интернет-версия

27.05.2008 00:00:00

Совбез выбирается из спячки

Тэги: совбез, рф


В минувшее воскресенье президент обновил состав Совета безопасности, который покинул Сергей Иванов. Его однофамилец, глава Наркоконтроля Виктор Иванов, наоборот, вошел в СБ. Эксперты говорят о повышении политического веса этого органа в эпоху тандемократии.

В соответствии с президентским указом в Совет безопасности входят: сам Дмитрий Медведев, Владимир Путин, спикеры обеих палат – Борис Грызлов и Сергей Миронов, директора ФСБ и СВР – Александр Бортников и Михаил Фрадков, глава МИДа Сергей Лавров, министры обороны и внутренних дел – Анатолий Сердюков и Рашид Нургалиев, руководитель администрации президента Сергей Нарышкин и секретарь Совбеза Николай Патрушев.

Эти 11 человек – постоянные члены СБ РФ. Среди обычных членов СБ – вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин, глава МЧС Сергей Шойгу и президент РАН Юрий Осипов, министр юстиции Александр Коновалов и генеральный прокурор Юрий Чайка, глава Госнаркоконтроля Виктор Иванов и начальник Генштаба Юрий Балуевский, руководитель Пограничной службы в ранге первого замдиректора ФСБ Владимир Проничев, а также все семь полномочных представителей президента в федеральных округах. По сравнению с прошлым – путинским – составом Совбеза никаких структурных изменений среди постоянных его членов нет. Поменялись, естественно, только имена. А вот среди обычных членов изменение только одно – глава Госнаркоконтроля, и потому, видимо, оно и выглядит так ярко.

Напомним: еще перед президентскими выборами Совбезу сулили особую роль в становлении будущей кремлевской администрации. СБ долгое время находился на обочине отечественного политического процесса: значение его было невелико, важные вопросы решались в другом месте – в администрации президента. С образованием двух центров силы и притяжения для карьерных устремлений чиновников потребовалась общая для Путина и Медведева «переговорная площадка». Местом для выработки совместных решений по важнейшим вопросам внутренней и внешней политики, судя по всему, и становится новый-старый Совет безопасности.

СБ может оказаться для тандема не только местом встречи, которое изменить нельзя, но и неким политбюро при главе государства. И важно, какие люди будут окружать здесь Медведева. Заметим: поначалу назначение Николая Патрушева на пост секретаря СБ расценивалось как понижение. В свете последних событий оно уже так не выглядит. Напротив: приход экс-главы ФСБ, если роль Совбеза действительно изменится, может стать знаковым – как усиление путинской команды в Совете. Видимо, в этом же свете следует рассматривать и появление в СБ бывшего главного кадровика Кремля Виктора Иванова – это явно не только компенсация его прежнего высокого статуса.

Таким образом, плотное кольцо силового окружения Медведева в СБ выглядит следующим шагом Путина после аналогичного – когда он перед самой инаугурацией взял под контроль губернаторский корпус, обязав региональных начальников присылать в правительство ежегодные отчеты.

Источник «НГ» в администрации президента отмечает: «Раньше Совбез просто недорабатывал – он был похож на дистрофичного юношу. Сегодня из него делают орган, который должен координировать ряд вопросов. Допустим, очень удобно с этой площадки рассматривать все вопросы, связанные с вопросами миграции, гражданства и так далее. Здесь достаточно большой коллегиальный орган, который будет собираться практически в еженедельном режиме и решать все острые вопросы. Я думаю, что нормальная площадка, как и задумывалось в свое время при Ельцине. Мы же помним Совбез времен Сергея Борисовича Иванова. Ну вот примерно так Совбез и должен работать. А не существовать для того, чтобы туда перед пенсией чиновников отправляли». «Чем объяснить уход из этого органа самого Иванова?» – поинтересовались корреспонденты «НГ». «А это другой вопрос. Мы про этот человеческий фактор пока не говорим...» – ответил источник.

По мнению источника, Совбез мог бы выполнять роль площадки, с которой озвучиваются многие важные установки, не предназначенные для произнесения чиновниками осторожных министерств и ведомств. Если, к примеру, президент посчитает, «что МИД – это такая площадка, где нельзя делать резких шагов. А вот, допустим, на площадке Совбеза можно посильнее развернуться и по крайней мере для того же МИДа наработать более резкие, четкие, жесткие, конкретные предложения. Очень удобный для президента орган. В какой-то момент можно Совбез подключить и к коррупции. Это оперативный орган в руках президента. Вот увидит президент, что комиссии по коррупции, по судебной системе начинают пробуксовывать – дает параллельное поручение Совбезу...»

Между тем, отмечает генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов, Совбез в новом качестве еще и «инструмент усиления лояльности действующему президенту – поскольку он председательствует на этих заседаниях, определяет повестку дня. Другое дело, что, естественно, премьер Путин будет продолжать сохранять существенное влияние и на работу этого органа, и на текущую повестку дня».

С политологом солидарен замдиректора Института социальных систем Дмитрий Бадовский. Он замечает, что роль Совбеза сейчас изменится: «В последние годы он был скорее законсервированным органом, спящим центром принятия решений. Я не думаю, что он превратится в главный и единственный центр выработки и принятия решений, но тем не менее в рамках этой логики Совет безопасности – площадка коллективного обсуждения, коллективной выработки и принятия ключевых решений, по крайней мере в той сфере, которая касается взаимодействия Путина и Медведева с силовиками. И в том, что касается оборонной политики, политики безопасности и внешней политики. Это именно такая площадка обсуждения и выработки совместных решений, совместного принятия решений премьера и президента».

Экс-депутат Госдумы Виктор Похмелкин тоже уверен, что роль СБ изменится: «Сейчас сформированы два политических центра. Объективно Совет безопасности – действительно та площадка, структура, в рамках которой два центра должны находить взаимодействие. Ситуация интересная. Формально, конституционно все силовики, все, кто отвечает за безопасность страны, – в подчинении президента Медведева. Так исторически сложилось с советских времен. Но, с другой стороны, все эти силовики – люди Путина. Это все те, кто работал еще при нем. И понятно, что все эти назначения не то что согласовывались, а диктовались Путиным. По всей видимости, это еще один рычаг контроля Путина и его окружения над новым президентом, я бы так сказал. Вряд ли это будет чем-то иным».

Похмелкин призывает не преувеличивать степени публичности обсуждения проблем в новом Совбезе: «К сожалению, решения принимаются не в рамках органов, не в рамках структур, не в рамках обсуждений. Решение принимается «под ковром». Другое дело, что сейчас есть два центра принятия таких решений. В этом смысле, может быть, Совбез, как и любой другой орган, будет что-то засвечивать, что-то проявлять в большей степени, чем раньше. Для журналистов это будет интересно, но с точки зрения политических механизмов мало что изменится».

В Думе назначения горячо обсуждаются. «Этого я не понимаю», – так ответил зампред думского комитета по безопасности Геннадий Гудков («Справедливая Россия») на вопрос «НГ», почему в составе Совбеза нет вице-премьера Сергея Иванова. Но вот представитель КПРФ Виктор Илюхин видит в этом отсутствии признак того, что Дмитрий Медведев был склонен минимизировать членство в СБ для тех членов правительства, которые не подчиняются ему напрямую. «Формирование этого органа полностью находится в компетенции президента», – отметил Илюхин, обратив внимание на то, что назначение секретарем структуры бывшего директора ФСБ Николая Патрушева эту компетенцию несколько ограничило.

Но все же Илюхин считает, что именно у Медведева и было последнее слово по каждому постоянному и простому члену СБ. Правда, тот же Гудков полагает, что формирование Совбеза Медведев и Путин проводили вместе. Источник же «НГ» в Думе предположил, что Сергей Иванов не вошел ни в одну из категорий членов СБ – возможно, потому, что туда не попал и вице-премьер Игорь Сечин, который в последнее время серьезно усилился. Напомним, что именно последний забрал у Сергея Иванова кураторство над промышленностью, что в очередной раз стало демонстрацией непростых взаимоотношений между этими двумя деятелями ближайшего путинского окружения.

Появление в списке простых членов Совета безопасности РФ главы Госнаркоконтроля Виктора Иванова Геннадий Гудков, например, объяснил так: «Это сделано просто для того, чтобы Иванов по-прежнему был в обойме, ведь он всегда входил ближний круг Путина, а потому сейчас через Совбез в нем и сохраняется». Виктор Илюхин тоже допускает, что причина назначения Виктора Иванова именно в этом. Но одновременно он не исключает, что это, возможно, некий «дружеский жест» Медведева в адрес главы одной из силовых структур страны. Правда, оба собеседника «НГ» полностью отвергли возможность того, что появление Иванова в списке членов СБ РФ – знак приоритетности борьбы с наркотиками для нового президента.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
749
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
843
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
518
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
614

Другие новости