В минувшее воскресенье президент обновил состав Совета безопасности, который покинул Сергей Иванов. Его однофамилец, глава Наркоконтроля Виктор Иванов, наоборот, вошел в СБ. Эксперты говорят о повышении политического веса этого органа в эпоху тандемократии.
В соответствии с президентским указом в Совет безопасности входят: сам Дмитрий Медведев, Владимир Путин, спикеры обеих палат – Борис Грызлов и Сергей Миронов, директора ФСБ и СВР – Александр Бортников и Михаил Фрадков, глава МИДа Сергей Лавров, министры обороны и внутренних дел – Анатолий Сердюков и Рашид Нургалиев, руководитель администрации президента Сергей Нарышкин и секретарь Совбеза Николай Патрушев.
Эти 11 человек – постоянные члены СБ РФ. Среди обычных членов СБ – вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин, глава МЧС Сергей Шойгу и президент РАН Юрий Осипов, министр юстиции Александр Коновалов и генеральный прокурор Юрий Чайка, глава Госнаркоконтроля Виктор Иванов и начальник Генштаба Юрий Балуевский, руководитель Пограничной службы в ранге первого замдиректора ФСБ Владимир Проничев, а также все семь полномочных представителей президента в федеральных округах. По сравнению с прошлым – путинским – составом Совбеза никаких структурных изменений среди постоянных его членов нет. Поменялись, естественно, только имена. А вот среди обычных членов изменение только одно – глава Госнаркоконтроля, и потому, видимо, оно и выглядит так ярко.
Напомним: еще перед президентскими выборами Совбезу сулили особую роль в становлении будущей кремлевской администрации. СБ долгое время находился на обочине отечественного политического процесса: значение его было невелико, важные вопросы решались в другом месте – в администрации президента. С образованием двух центров силы и притяжения для карьерных устремлений чиновников потребовалась общая для Путина и Медведева «переговорная площадка». Местом для выработки совместных решений по важнейшим вопросам внутренней и внешней политики, судя по всему, и становится новый-старый Совет безопасности.
СБ может оказаться для тандема не только местом встречи, которое изменить нельзя, но и неким политбюро при главе государства. И важно, какие люди будут окружать здесь Медведева. Заметим: поначалу назначение Николая Патрушева на пост секретаря СБ расценивалось как понижение. В свете последних событий оно уже так не выглядит. Напротив: приход экс-главы ФСБ, если роль Совбеза действительно изменится, может стать знаковым – как усиление путинской команды в Совете. Видимо, в этом же свете следует рассматривать и появление в СБ бывшего главного кадровика Кремля Виктора Иванова – это явно не только компенсация его прежнего высокого статуса.
Таким образом, плотное кольцо силового окружения Медведева в СБ выглядит следующим шагом Путина после аналогичного – когда он перед самой инаугурацией взял под контроль губернаторский корпус, обязав региональных начальников присылать в правительство ежегодные отчеты.
Источник «НГ» в администрации президента отмечает: «Раньше Совбез просто недорабатывал – он был похож на дистрофичного юношу. Сегодня из него делают орган, который должен координировать ряд вопросов. Допустим, очень удобно с этой площадки рассматривать все вопросы, связанные с вопросами миграции, гражданства и так далее. Здесь достаточно большой коллегиальный орган, который будет собираться практически в еженедельном режиме и решать все острые вопросы. Я думаю, что нормальная площадка, как и задумывалось в свое время при Ельцине. Мы же помним Совбез времен Сергея Борисовича Иванова. Ну вот примерно так Совбез и должен работать. А не существовать для того, чтобы туда перед пенсией чиновников отправляли». «Чем объяснить уход из этого органа самого Иванова?» – поинтересовались корреспонденты «НГ». «А это другой вопрос. Мы про этот человеческий фактор пока не говорим...» – ответил источник.
По мнению источника, Совбез мог бы выполнять роль площадки, с которой озвучиваются многие важные установки, не предназначенные для произнесения чиновниками осторожных министерств и ведомств. Если, к примеру, президент посчитает, «что МИД – это такая площадка, где нельзя делать резких шагов. А вот, допустим, на площадке Совбеза можно посильнее развернуться и по крайней мере для того же МИДа наработать более резкие, четкие, жесткие, конкретные предложения. Очень удобный для президента орган. В какой-то момент можно Совбез подключить и к коррупции. Это оперативный орган в руках президента. Вот увидит президент, что комиссии по коррупции, по судебной системе начинают пробуксовывать – дает параллельное поручение Совбезу...»
Между тем, отмечает генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов, Совбез в новом качестве еще и «инструмент усиления лояльности действующему президенту – поскольку он председательствует на этих заседаниях, определяет повестку дня. Другое дело, что, естественно, премьер Путин будет продолжать сохранять существенное влияние и на работу этого органа, и на текущую повестку дня».
С политологом солидарен замдиректора Института социальных систем Дмитрий Бадовский. Он замечает, что роль Совбеза сейчас изменится: «В последние годы он был скорее законсервированным органом, спящим центром принятия решений. Я не думаю, что он превратится в главный и единственный центр выработки и принятия решений, но тем не менее в рамках этой логики Совет безопасности – площадка коллективного обсуждения, коллективной выработки и принятия ключевых решений, по крайней мере в той сфере, которая касается взаимодействия Путина и Медведева с силовиками. И в том, что касается оборонной политики, политики безопасности и внешней политики. Это именно такая площадка обсуждения и выработки совместных решений, совместного принятия решений премьера и президента».
Экс-депутат Госдумы Виктор Похмелкин тоже уверен, что роль СБ изменится: «Сейчас сформированы два политических центра. Объективно Совет безопасности – действительно та площадка, структура, в рамках которой два центра должны находить взаимодействие. Ситуация интересная. Формально, конституционно все силовики, все, кто отвечает за безопасность страны, – в подчинении президента Медведева. Так исторически сложилось с советских времен. Но, с другой стороны, все эти силовики – люди Путина. Это все те, кто работал еще при нем. И понятно, что все эти назначения не то что согласовывались, а диктовались Путиным. По всей видимости, это еще один рычаг контроля Путина и его окружения над новым президентом, я бы так сказал. Вряд ли это будет чем-то иным».
Похмелкин призывает не преувеличивать степени публичности обсуждения проблем в новом Совбезе: «К сожалению, решения принимаются не в рамках органов, не в рамках структур, не в рамках обсуждений. Решение принимается «под ковром». Другое дело, что сейчас есть два центра принятия таких решений. В этом смысле, может быть, Совбез, как и любой другой орган, будет что-то засвечивать, что-то проявлять в большей степени, чем раньше. Для журналистов это будет интересно, но с точки зрения политических механизмов мало что изменится».
В Думе назначения горячо обсуждаются. «Этого я не понимаю», – так ответил зампред думского комитета по безопасности Геннадий Гудков («Справедливая Россия») на вопрос «НГ», почему в составе Совбеза нет вице-премьера Сергея Иванова. Но вот представитель КПРФ Виктор Илюхин видит в этом отсутствии признак того, что Дмитрий Медведев был склонен минимизировать членство в СБ для тех членов правительства, которые не подчиняются ему напрямую. «Формирование этого органа полностью находится в компетенции президента», – отметил Илюхин, обратив внимание на то, что назначение секретарем структуры бывшего директора ФСБ Николая Патрушева эту компетенцию несколько ограничило.
Но все же Илюхин считает, что именно у Медведева и было последнее слово по каждому постоянному и простому члену СБ. Правда, тот же Гудков полагает, что формирование Совбеза Медведев и Путин проводили вместе. Источник же «НГ» в Думе предположил, что Сергей Иванов не вошел ни в одну из категорий членов СБ – возможно, потому, что туда не попал и вице-премьер Игорь Сечин, который в последнее время серьезно усилился. Напомним, что именно последний забрал у Сергея Иванова кураторство над промышленностью, что в очередной раз стало демонстрацией непростых взаимоотношений между этими двумя деятелями ближайшего путинского окружения.
Появление в списке простых членов Совета безопасности РФ главы Госнаркоконтроля Виктора Иванова Геннадий Гудков, например, объяснил так: «Это сделано просто для того, чтобы Иванов по-прежнему был в обойме, ведь он всегда входил ближний круг Путина, а потому сейчас через Совбез в нем и сохраняется». Виктор Илюхин тоже допускает, что причина назначения Виктора Иванова именно в этом. Но одновременно он не исключает, что это, возможно, некий «дружеский жест» Медведева в адрес главы одной из силовых структур страны. Правда, оба собеседника «НГ» полностью отвергли возможность того, что появление Иванова в списке членов СБ РФ – знак приоритетности борьбы с наркотиками для нового президента.