Скандал с утроением стоимости ремонта и модернизации авианосца «Адмирал Горшков» для ВМФ Индии близок к завершению. Зарубежному заказчику доказали, что потратиться на лишний миллиард долларов необходимо.
Вчера в Северодвинск прибыла делегация ВМС Индии во главе с начальником управления производства и закупок кораблей Объединенного штаба ВМС страны вице-адмиралом Дилипом Дешпанде. В течение 10 дней индийские моряки на ФГУП «Севмашпредприятие» будут проводить плановую проверку работ по ремонту и переоборудованию малого авианосца «Викрамадитья», бывшего тяжелого авианесущего крейсера (ТАВКР) «Адмирал Горшков». Кроме того, как гласит пресс-релиз «Севмаша», «планируется согласование с индийской стороной ведомостей дополнительных и неучтенных работ». Предполагается, что стоимость модернизации авианосца будет увеличена на 0,8–1,0 млрд. долл.
Неучтенных работ набралось немало. Например, по первой оценке предполагалось проложить 700 км кабелей, а уточнили состав всей аппаратуры и агрегатов, и количество требующейся проводки оказалось не менее 2500 км. Кроме этого, требуется установить новые котлы и турбины, укрепить боевую палубу. Реконструкция такого корабля вполне сравнима со строительством нового. По сути, только корпус остается прежним. Его, кстати, в соответствии с контрактом Индия получила бесплатно.
ТАВКР «Адмирал Горшков» поступил на верфь «Севмаша» в 1999 году. Четыре года ушло на подписание контракта, поскольку индийская сторона, как обычно, отчаянно торговалась.
Наконец, 20 января 2004 года долгожданное событие состоялось. Пакетное соглашение предусматривало бесплатную передачу корабля приобретателю с обязательной закупкой у России 16 самолетов авианосной группы и реконструкцией авианосца на ее предприятиях. Стоимость пакета «услуг» составила примерно 1,3 млрд. долл., из которых 700 млн. долл. шли на закупку самолетов, а 617 млн. долл. – на ремонт и модернизацию «Горшкова».
Получивший новое имя «Викрамадитья», авианосец к концу 2008 года должен был передаваться заказчику. Однако вскоре выяснилось, что стоимость реконструкции слишком занижена. Это было понятно с самого начала, но руководство «Севмаша» очень хотело получить контракт, а те, кто в Москве контракт готовил, видимо, стремились быстрее отчитаться. Ситуацию усугубило падение курса доллара и скачок цен на металлы и энергоносители. Расплатился за это директор «Севмаша» Владимир Пастухов, снятый с должности.
Индийцы поначалу и слушать не хотели о перерасчете и дополнительных расходах – миллиард, не меньше. Но авианосец им чрезвычайно необходим, поэтому начались переговоры и консультации. В парламенте Индии прошли слушания по этому вопросу, на которых министр обороны Араккапарамбил Энтони сказал: «Процесс оценки масштабов и необходимости дополнительных работ, представленных российской стороной, уже начат». А несколько ранее главком индийских ВМС вице-адмирал Суреш Мехта признал, что для завершения проекта «определенное повышение цены неизбежно». Приемлемая сумма расходов на достройку была определена в 600–800 млн. долл.
Ситуацией не могли не воспользоваться «друзья» из-за океана. Американские СМИ сообщили, что президент Джордж Буш через главу Пентагона предложил бесплатно передать Индии авианосец «Китти Хок» с условием приобретения у корпорации «Боинг» 65 истребителей F/A-18E/F Super Hornet. Информация вызвала много шума, но не подтвердилась. Однако ВМС Индии направили запрос «Боингу» на предмет использования самолетов типа F-18 на «Викрамадитье».
Представитель «Боинга» в Индии Майкл Ритц ответил, что после детального моделирования в испытательных центрах корпорации предлагаемая версия истребителя F/A-18E/F фактически признана годной для эксплуатации на модернизированном ТАКР «Адмирал Горшков». Однако россияне не высказали по этому поводу никакого беспокойства. Да и индийские эксперты отнеслись скептически к подобной идее. «Горшков» строился как носитель российских самолетов, для американских, которые имеют большие габариты, он не приспособлен. Во-первых, в подпалубных отсеках, где размещается 16 МиГ-29К, с трудом втиснутся 10 «Суперхорнетов», что слишком мало для авианосца. Лифты, доставляющие истребители на боевую палубу, меньше размеров американского F-18. Стартует F-18 с помощью паровой катапульты, а МиГ-29К – с трамплина. При этом возникают такие перегрузки, что «МиГ» должен взлетать с неполными баками и сокращенным боезапасом, а «американец» просто рассыплется. Ему надо полностью менять аэродинамическую схему, то есть, в сущности, конструировать новый самолет.
Так что коллизия с самолетами разрешилась сама собой. Контракт на поставку Индии 12 боевых истребителей МиГ-29К и 4 учебно-боевых двухместных МиГ-29КУБ никто не отменял. Первые 4 самолета будут переданы заказчику в сентябре, хотя первоначально сроком поставки значился май. В ближайшее время в Россию прибудет первая группа индийских летчиков для обучения. Дополнительно к самолетам поставляется уникальный комплекс технических средств для летного и технического персонала, интерактивные системы обучения. Предусмотрен опцион на поставку еще 30 палубных истребителей на период до 2015 года. Кроме того, в последующем понадобятся системы вооружения, запчасти, сервисное обслуживание, модернизация. То есть будут обеспечены новые заказы на десятки, даже сотни миллионов долларов.
В марте 2008 года Северодвинск посетил командующий ВМФ Индии вице-адмирал Суреш Мехта. Он заявил: «Мне очень понравилось взаимодействие между моей группой наблюдения и заводом, это хорошо для конечного результата. Мы работаем над этим проектом достаточно долгое время. Подготовили очень подробные рабочие ведомости, где рассчитано, сколько потребуется времени и финансовых средств на ремонт крейсера. К сожалению, по некоторым причинам не смогли выдержать первоначальные сроки. Сейчас на «Севмаше» новый директор, и он начал проводить меры по корректировке этого вопроса. Сегодня я видел, как работают на корабле, и надеюсь, что скоро мы увидим крейсер на плаву». А заместитель министра обороны Индии Виджей Сингх сказал, что в помощь российским корабелам будут направлены 100 индийских специалистов.
Есть все основания говорить, что «Викрамадитья» к концу 2010 года должен выйти на испытания, которые продлятся полтора года. ВМФ Индии к 2012 году твердо намерены включить его в действующий состав флота. Вопрос за малым – получить дополнительное финансирование. Пока ремонт идет за счет «Севмаша».