0
1724
Газета Политика Интернет-версия

27.05.2008 00:00:00

"Адмирал Горшков" потяжелел на миллиард

Тэги: индия, россия, авианосец, скандал


Скандал с утроением стоимости ремонта и модернизации авианосца «Адмирал Горшков» для ВМФ Индии близок к завершению. Зарубежному заказчику доказали, что потратиться на лишний миллиард долларов необходимо.

Вчера в Северодвинск прибыла делегация ВМС Индии во главе с начальником управления производства и закупок кораблей Объединенного штаба ВМС страны вице-адмиралом Дилипом Дешпанде. В течение 10 дней индийские моряки на ФГУП «Севмашпредприятие» будут проводить плановую проверку работ по ремонту и переоборудованию малого авианосца «Викрамадитья», бывшего тяжелого авианесущего крейсера (ТАВКР) «Адмирал Горшков». Кроме того, как гласит пресс-релиз «Севмаша», «планируется согласование с индийской стороной ведомостей дополнительных и неучтенных работ». Предполагается, что стоимость модернизации авианосца будет увеличена на 0,8–1,0 млрд. долл.

Неучтенных работ набралось немало. Например, по первой оценке предполагалось проложить 700 км кабелей, а уточнили состав всей аппаратуры и агрегатов, и количество требующейся проводки оказалось не менее 2500 км. Кроме этого, требуется установить новые котлы и турбины, укрепить боевую палубу. Реконструкция такого корабля вполне сравнима со строительством нового. По сути, только корпус остается прежним. Его, кстати, в соответствии с контрактом Индия получила бесплатно.

ТАВКР «Адмирал Горшков» поступил на верфь «Севмаша» в 1999 году. Четыре года ушло на подписание контракта, поскольку индийская сторона, как обычно, отчаянно торговалась.

Наконец, 20 января 2004 года долгожданное событие состоялось. Пакетное соглашение предусматривало бесплатную передачу корабля приобретателю с обязательной закупкой у России 16 самолетов авианосной группы и реконструкцией авианосца на ее предприятиях. Стоимость пакета «услуг» составила примерно 1,3 млрд. долл., из которых 700 млн. долл. шли на закупку самолетов, а 617 млн. долл. – на ремонт и модернизацию «Горшкова».

Получивший новое имя «Викрамадитья», авианосец к концу 2008 года должен был передаваться заказчику. Однако вскоре выяснилось, что стоимость реконструкции слишком занижена. Это было понятно с самого начала, но руководство «Севмаша» очень хотело получить контракт, а те, кто в Москве контракт готовил, видимо, стремились быстрее отчитаться. Ситуацию усугубило падение курса доллара и скачок цен на металлы и энергоносители. Расплатился за это директор «Севмаша» Владимир Пастухов, снятый с должности.

Индийцы поначалу и слушать не хотели о перерасчете и дополнительных расходах – миллиард, не меньше. Но авианосец им чрезвычайно необходим, поэтому начались переговоры и консультации. В парламенте Индии прошли слушания по этому вопросу, на которых министр обороны Араккапарамбил Энтони сказал: «Процесс оценки масштабов и необходимости дополнительных работ, представленных российской стороной, уже начат». А несколько ранее главком индийских ВМС вице-адмирал Суреш Мехта признал, что для завершения проекта «определенное повышение цены неизбежно». Приемлемая сумма расходов на достройку была определена в 600–800 млн. долл.

Ситуацией не могли не воспользоваться «друзья» из-за океана. Американские СМИ сообщили, что президент Джордж Буш через главу Пентагона предложил бесплатно передать Индии авианосец «Китти Хок» с условием приобретения у корпорации «Боинг» 65 истребителей F/A-18E/F Super Hornet. Информация вызвала много шума, но не подтвердилась. Однако ВМС Индии направили запрос «Боингу» на предмет использования самолетов типа F-18 на «Викрамадитье».

Представитель «Боинга» в Индии Майкл Ритц ответил, что после детального моделирования в испытательных центрах корпорации предлагаемая версия истребителя F/A-18E/F фактически признана годной для эксплуатации на модернизированном ТАКР «Адмирал Горшков». Однако россияне не высказали по этому поводу никакого беспокойства. Да и индийские эксперты отнеслись скептически к подобной идее. «Горшков» строился как носитель российских самолетов, для американских, которые имеют большие габариты, он не приспособлен. Во-первых, в подпалубных отсеках, где размещается 16 МиГ-29К, с трудом втиснутся 10 «Суперхорнетов», что слишком мало для авианосца. Лифты, доставляющие истребители на боевую палубу, меньше размеров американского F-18. Стартует F-18 с помощью паровой катапульты, а МиГ-29К – с трамплина. При этом возникают такие перегрузки, что «МиГ» должен взлетать с неполными баками и сокращенным боезапасом, а «американец» просто рассыплется. Ему надо полностью менять аэродинамическую схему, то есть, в сущности, конструировать новый самолет.

Так что коллизия с самолетами разрешилась сама собой. Контракт на поставку Индии 12 боевых истребителей МиГ-29К и 4 учебно-боевых двухместных МиГ-29КУБ никто не отменял. Первые 4 самолета будут переданы заказчику в сентябре, хотя первоначально сроком поставки значился май. В ближайшее время в Россию прибудет первая группа индийских летчиков для обучения. Дополнительно к самолетам поставляется уникальный комплекс технических средств для летного и технического персонала, интерактивные системы обучения. Предусмотрен опцион на поставку еще 30 палубных истребителей на период до 2015 года. Кроме того, в последующем понадобятся системы вооружения, запчасти, сервисное обслуживание, модернизация. То есть будут обеспечены новые заказы на десятки, даже сотни миллионов долларов.

В марте 2008 года Северодвинск посетил командующий ВМФ Индии вице-адмирал Суреш Мехта. Он заявил: «Мне очень понравилось взаимодействие между моей группой наблюдения и заводом, это хорошо для конечного результата. Мы работаем над этим проектом достаточно долгое время. Подготовили очень подробные рабочие ведомости, где рассчитано, сколько потребуется времени и финансовых средств на ремонт крейсера. К сожалению, по некоторым причинам не смогли выдержать первоначальные сроки. Сейчас на «Севмаше» новый директор, и он начал проводить меры по корректировке этого вопроса. Сегодня я видел, как работают на корабле, и надеюсь, что скоро мы увидим крейсер на плаву». А заместитель министра обороны Индии Виджей Сингх сказал, что в помощь российским корабелам будут направлены 100 индийских специалистов.

Есть все основания говорить, что «Викрамадитья» к концу 2010 года должен выйти на испытания, которые продлятся полтора года. ВМФ Индии к 2012 году твердо намерены включить его в действующий состав флота. Вопрос за малым – получить дополнительное финансирование. Пока ремонт идет за счет «Севмаша».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1943
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3968
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
3009
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2457

Другие новости