Межрегиональная правозащитная ассоциация «Агора» обратилась с письмом к генеральному прокурору Юрию Чайке. В нем утверждается, что Росрегистрация грубейшим образом нарушает указ президента, продолжая осуществлять свои полномочия по контролю за деятельностью НКО.
В письме, подписанном председателем ассоциации Павлом Чиковым, напоминается, что в соответствии с президентским указом от 12 мая полномочия ФРС, в частности регистрация и контроль за деятельностью НКО, перешли к Министерству юстиции. Росрегистрация поступила в ведение Министерства экономического развития, а с 1 октября 2008 года и вовсе прекращает свое существование.
Указ президента вступил в силу со дня его официального опубликования 13 мая в «Российской газете». Следовательно, начиная с этого дня любая деятельность Росрегистрации в секторе НКО является незаконной.
Между тем, утверждается в письме правозащитников, ведомство, «явно превышая свои полномочия, продолжает осуществлять функции регистрации и контроля за деятельностью НКО и общественных объединений, что приводит к нарушению прав и свобод граждан их объединений». За фактами незаконной деятельности далеко ходить не надо – они зафиксированы прямо на ее официальном сайте. К примеру, документы о государственной регистрации символики НКО, находящиеся на рассмотрении УФРС, датированы 16 мая. 12 мая 2008 года началась и в настоящее время продолжается проверка деятельности «Общероссийского движения налогоплательщиков». В этой связи правозащитники требуют принять меры прокурорского реагирования по фактам превышения Росрегистрацией своих полномочий и неисполнения ею указа президента.
Неожиданная ликвидация органа, который, наверное, многим правозащитникам снился в страшных снах, повергла гражданское общество в замешательство. Сегодня совершенно непонятно, в какое именно «государственное окно» – Минюст или ФРС – обращаться с документами о регистрации НКО и отчетами. Как рассказал корреспонденту «НГ» лидер движения «За права человека» Лев Пономарев, судьба ряда некоммерческих проектов, запущенных его организацией, оказалась подвешенной. Борец за гражданские права не особенно верит в то, что власти добровольно решили прекратить или ослабить прессинг в отношении НКО. «Я поверю в это, если прекратятся судебные преследования и будут отозваны иски Росрегистрации о закрытии организаций, – отмечает Пономарев. – Пока этого не происходит. Росрегистрация продолжает целенаправленную работу против гражданского общества. Сейчас идет суд по закрытию нашей региональной организации в Тюмени, и никто не собирается его прекращать. Не исключено, что, когда полномочия Росрегистрации перейдут в Минюст, там нас продолжат душить – только более профессионально».
Получить официальный комментарий в Росрегистрации оказалось затруднительно. Между тем, как поведал корреспонденту «НГ» президент Центра развития демократии и прав человека Юрий Джибладзе, сославшись на слова начальника управления Росрегистрации по делам НКО Александра Степанова, до 1 октября ведомство сохранит функции регистрации новых организаций и внесения изменений в уставные документы существующих НКО. А вот функции контроля за деятельностью организаций будут прекращены. «Проверок в течение ближайших пяти месяцев вроде бы быть не должно, – отмечает правозащитник. – Однако из регионов мы получаем сведения, что проверки идут, в том числе и после указа президента Медведева. Неразбериха царит в самом ведомстве – разные управления Росрегистрации дают прямо противоположную информацию».
Карательное ведомство, которое, по мнению ряда экспертов, приставили к некоммерческим организациям после волны цветных революций в сопредельных государствах, справилось с поставленной перед ним задачей. В 2007 году, как отмечается в аналитической записке Межрегиональной правозащитной группы – Воронеж/Черноземье, около 80% существовавших на тот момент в России НКО не смогли преодолеть бюрократические препоны и попали в «расстрельные списки». Возможно, новые власти посчитали, что «мавр сделал свое дело и может уходить». Однако уйти тихо у «мавра» не получится, поскольку за ним тянется длинный шлейф судебных исков о закрытии НКО. До октября Росрегистрация может еще не раз громко напомнить о себе, ликвидировав очередную организацию.