Вчера получила развитие история с бунтом издателей печатных СМИ, выступивших на днях против удорожания подписки. «Почта России» заявила, что не будет повышать тарифы на доставку изданий с 1 января 2009 года – но только в том случае, если получит дотации, покрывающие убыточность этих услуг, из федерального бюджета. Деньги должны выделить до 1 июля текущего года.
В апреле на совместном заседании комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи и комиссии Общественной палаты по коммуникациям, информационной политике и свободе слова в СМИ было принято решение о необходимости господдержки услуги по доставке «Почтой» периодических изданий. Реформировать институт подписки должна была специальная рабочая группа. Однако до сих пор решений по этому вопросу не принято.
С начала 2006-го «Почта России» фактически заморозила тарифы на подписку, но при этом ведомство постоянно жалуется на убыточность доставки. Недополученные доходы, по расчетам почтовиков, составили 3,2 млрд. руб. Между тем на днях главы пяти крупнейших издательских домов заявили о решении выйти с пустыми первыми полосами – таким образом выступив в защиту самого института доставки периодической печати, оказавшегося под угрозой из-за непомерных цен. Когда в дело вмешалась администрация президента, пообещавшая урегулировать конфликт в пользу граждан, акцию отменили.
Сегодня идут поиски компромисса. Как напомнил «НГ» зампредседателя комитета Госдумы по информационной политике Борис Резник, в апреле в Думе состоялось заседание комитета, куда пригласили нового начальника «Почты России». Андрей Казьмин тогда сказал, что надо принимать меры, чтобы дотировать доставку, потому что иначе они вынуждены увеличивать цену.
Но у Резника есть большие сомнения в том, что говорят руководители «Почты России»: «У меня на Дальнем Востоке стоимость всего производства одного экземпляра газеты «Известия» составляет 700 рублей на полгода. А почтовики, чтобы перенести газету с улицы на улицы, просят 1800. Представьте себе процессы: корреспондирование в Москву, верстка, подготовка, пересылка, печать... затраты колоссальные. А тут – просто перенести с улицы на улицу! И они берут за это такие деньги!»
«Почта России», отмечает Резник, ссылается на огромные затраты, в частности на оплату рейсов Аэрофлота. Но, указывает эксперт, «сегодня авиакомпании вообще не доставляют прессу – в глубинке газет нет. Надо прежде всего навести порядок в «Почте России», подсчитать затраты. Если они действительно серьезны, то государство, исполняя конституционную норму о праве граждан на информацию, должно ввести дотацию».