21 мая в Грузии была зафиксирована очередная попытка проведения парламентских выборов. Не очень удачная. Выборы ознаменовались психологическим и физическим насилием над оппозиционерами, избирателями, кандидатами и наблюдателями из неправительственных организаций.
Оценивая действия международных наблюдателей, можно сказать, что на этот раз они пили не так много, как в январе на президентских выборах, когда проявили изрядное усердие для легализации массовых фальсификаций. Они были и сейчас. Методы фальсификации были использованы изощренные и традиционные. Но 21 мая оппозиция оказалась лучше подготовленной. Она эти нарушения зафиксировала документально. Это означает, что у нее есть аргументы для продолжения перманентной борьбы, что, в свою очередь, означает рост политической напряженности в стране. Политический конфликт в Грузии может развиться в двух направлениях. Либо оппозиции удастся изменить баланс в процессе перманентных акций или скрытых переговоров, либо ситуация примет характер силового противостояния.
В первом случае баланс установится в пропорции 6:4 в пользу правящего «Национального движения». Это скорее всего позволит влиятельной Республиканской партии в последний момент перешагнуть 5-процентный барьер. В этом случае парламент будет укомплектован пятью ведущими политическими группировками, имеющими хоть какой-то авторитет в обществе: «Национальное движение», Объединенная оппозиция, Лейбористская, Христиано-демократическая и Республиканская партии. Таким образом, политическая борьба на этом этапе может перейти в здание парламента, хотя разношерстная оппозиция в парламенте не будет представлять для нацболов серьезной опасности. К тому же в случае эскалации конфликта для подавления внутреннего сопротивления могут быть спровоцированы локальные боевые действия в конфликтных зонах.
«Национальное движение», вероятно, сумеет сформировать в парламенте конституционное большинство (две трети от общего количества депутатов). Для этого они «подстрахованы» Христиано-демократическим движением Георгия Таргамадзе, который за недолгую политическую карьеру успел побывать и в лагере экс-главы Аджарии Аслана Абашидзе, и у Бадри Патаркацишвили. Его партии «преподнесли» 8% голосов. И при таком раскладе оппозиция вряд ли сможет серьезно влиять на принимаемые в парламенте решения. Хотя и стоит отметить, что президент Саакашвили обещал, что ни одно серьезное решение, ни одна конституционная поправка не будет приниматься без учета мнения всех сил, представленных в высшем законодательном органе.
В выборах приняли участие всего 55% населения. Некоторые граждане (можно их называть нигилистами, реалистами, пессимистами или параноиками – кому как угодно) не поддержали ни правящий режим, ни оппозицию. Они остались за шторами этого политического спектакля. И это отнюдь не индифферентная часть общества. Некоторые из них осознавали заранее, что результаты будут именно такими и никак иначе. И эти результаты определены геополитической конъюнктурой, а не собственно выборами. Именно она гарантирует реальную легитимность «победителей», а не голоса избирателей. Именно потому эта часть общества выборы проигнорировала, не желая становиться соучастниками очередной геополитической авантюры. Фактически это был с их стороны осознанный или неосознанный протест, неорганизованный бойкот, нежелание своим участием повысить уровень легитимности «победителей». Это – протест против той разновидности лжи, которую называют постсоветской управляемой демократией.
Другие не пошли на выборы по более прагматическим причинам. Выборы были назначены в среду. Власти объявили выходной, но для десятков тысяч внутренних трудовых мигрантов (избирательский потенциал из различных регионов), находящихся на заработках в Тбилиси, – свой график работы, не предусматривающий «красных» дней в календаре. И эта инновационная политическая технология была эффективно использована властями.
Наряду со сказанным выборы показали, что часть населения не считает оппозицию способной заменить власть и обеспечить стабильность. Поэтому оппозиция не имела той тотальной поддержки, которую имела зимой этого года на сфальсифицированных президентских выборах. Подобная позиция обусловлена и тем, что правящий режим может стать более опасным, оказавшись в оппозиции к своей разношерстной сегодняшней оппозиции (возьми она большинство).
Но данный исход выборов не самый плохой для Грузии. В первую очередь с точки зрения национальной и международной безопасности. У оппозиции остается шанс дозреть для получения власти, а у «националов» – стать более гуманными и учесть потребности общества, а не только внешних геополитических акторов.