В понедельник думская фракция «Единая Россия» отклонила поправки, внесенные депутатом Робертом Шлегелем в Закон «О средствах массовой информации». Комментируя итоги заседания президиума фракции «Единой России», ее председатель Борис Грызлов назвал поправки «избыточными». Тем не менее, по словам спикера Госдумы, «дискуссия в партии и шире – в обществе была своевременна и полезна, хотя бы потому, что показала, насколько устарел действующий закон о СМИ». Позицию «Единой России», по словам Грызлова, поддержал и действующий президент Дмитрий Медведев.
Напомним, что поправки в закон о СМИ были направлены на ужесточение наказания за распространение клеветы. Оппонентов самого молодого депутата ГД Роберта Шлегеля смутило не столько их содержание, сколько то, что, во-первых, поправки дублируют нормы, уже содержащиеся в действующем законодательстве, во-вторых, то, что никто даже не пытался обсудить их с медиасообществом.
На это в своем заявлении обратил внимание действующий в рамках ЕР либеральный клуб «4 ноября». Позже, на совместном заседании «4 ноября» и двух других единороссовских дискуссионных площадок – Центра социально-консервативной политики и Государственно-патриотического клуба – было принято решение, что поправки, внесенные Шлегелем, принимать смысла нет, но обратить серьезное внимание на действующий закон о СМИ стоит.
Член генсовета ЕР, председатель комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин не скрывает удовлетворения от того, что президиум фракции «Единая Россия» фактически принял позицию клуба «4 ноября», сопредседателем которого он является. В том числе и в части обязательного обсуждения с представителями медиасообщества любых изменений законодательства о СМИ.
«Я считаю, – говорит депутат, – что основной формой реагирования и основной формой регулирования тех вопросов, которые поднимаются в законопроекте, должна стать нормальная постоянная переговорная база со средствами массовой информации. Эти вопросы должны решаться не в законодательной, а именно в диалоговой схеме».
«Важно, что поправка не просто отклонена, – добавляет другой сопредседатель «4 ноября», главный редактор журнала «Эксперт» Валерий Фадеев. – Президиум фракции ЕР серьезно отнесся к состоянию рынка средств массовой информации, к вопросам нравственного и делового характера».
На президиуме фракции, напомним, было принято решение создать рабочую группу, задача которой – разработать и вынести на обсуждение предложения по модернизации Закона «О СМИ» и при необходимости других законов, связанных со средствами массовой информации.
«В этой сфере есть много моментов, которые требуют уточнения, – продолжает Валерий Фадеев. – С одной стороны, это вопросы, связанные с деловыми аспектами работы СМИ: налоги, состояние рынка распространения, состояние почты и прочие. А с другой стороны, это вопросы соблюдения СМИ нравственных норм, принятых в обществе. Что тоже беспокоит многих депутатов. Рабочая группа позволит обсудить, как, собственно, регулировать эти аспекты деятельности СМИ».
Судя по всему, дискуссия, возникшая вокруг поправки в закон о СМИ, оказалась гораздо важнее содержания самой поправки. Обсуждение простого, казалось бы, изменения одной из статей выявило проблему совершенно другого порядка: закон о СМИ, принятый в 1993 году, не соответствует нынешним реалиям.
Зампред комитета Госдумы по бюджету и налогам, адвокат Андрей Макаров объясняет это тем, что закон о СМИ принимался в обстановке правового вакуума, когда в стране еще не существовало самых важных законов, включая Уголовный кодекс в его нынешнем виде.
«То есть закон о СМИ, – говорит Макаров, – по существу, впитывал в себя нормы других законов, решая их так, как видели их авторы этого блестящего для того времени закона, реально защищающего свободу слова. Но сегодня правовое поле совершенно изменилось, принят Гражданский кодекс, сейчас введена его четвертая глава по существу авторских прав. И закон о СМИ, который является межотраслевым, то есть действует в системе координат различных законов, стал объективно устаревшим, не соответствующим тому правовому полю, которое у нас есть».
Помимо того, что итогом дискуссии станет ревизия законодательства, регулирующего деятельность СМИ, у нее есть еще один важный результат. А именно – отношение действующего государства и правящей партии к проблеме свободы слова. Несмотря на то что поправка, внесенная Робертом Шлегелем, никак на свободу не покушалась, важно было понять, куда вырулит развернувшаяся дискуссия.
«Сегодня «Единая Россия» посылает обществу сигнал о том, что свобода слова была, есть и будет, – считает Андрей Макаров. – Что она остается безусловным приоритетом, на который не может ни в коем случае быть никаких посягательств».
Особенно важно, что точка зрения «Единой России» совпадает с видением этой проблемы Дмитрием Медведевым. Как сказал Борис Грызлов, «мне известна позиция президента России по этому вопросу. Рад отметить – она совпадает с позицией большинства депутатов партии «Единая Россия».
Иными словами, есть все основания полагать, что назревшие изменения законодательства о СМИ будут происходить при активном участии общества и если повлияют на свободу слова в стране, то только в том смысле, что ее станет больше.
Дмитрий Орлов, политолог, генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций
В том, что точка зрения президента Дмитрия Медведева совпадает с решением «Единой России», нет ничего удивительного. Действующий президент – последовательный сторонник соблюдения и развития гражданских и политических прав, среди которых одно из основных – свобода слова и средств массовой информации.
А решение президиума фракции «Единая Россия» – свидетельство того, что ЕР выдерживает свой стратегический курс на развитие гражданского общества и «фильтрует» инициативы, которые ему не соответствуют.
И вполне естественно, что даже при том, что президент не является членом партии «Единая Россия», его позиция и позиция правящей партии совпали.