Вчера утром появились сообщения о готовности печатной прессы выйти в среду с белыми первыми полосами – таким образом журналистское сообщество намерено было продемонстрировать свое неприятие идеи повышения цен на подписку. «Задушить свободу слова можно разными способами. Например, резким повышением тарифов на подписку – только пять строчек на белом фоне – так будет выглядеть в среду первая полоса крупнейших газет и журналов России», – такое сообщение распространила Общественная палата. Организаторы акции пояснили: «Пустое место символизирует то, что еще один канал получения информации становится для многих читателей недоступным».
Письмо с предложениями по урегулированию проблем почтовых тарифов ОП направила президенту Дмитрию Медведеву. Документ подписали: председатель комиссии Общественной палаты по коммуникациям, информационной политике и свободе слова в СМИ, главный редактор газеты «Московский комсомолец» Павел Гусев, член Общественной палаты, главный редактор газеты «Аргументы и факты» Николай Зятьков, член Общественной палаты, главный редактор газеты «Комсомольская правда» Владимир Сунгоркин и главный редактор газеты «Известия» Владимир Мамонтов.
«Подписка на периодические издания для миллионов граждан РФ является основной формой получения информации о жизни страны и общества, – говорится в письме. – Запланированный ФГУП «Почта России» существенный рост тарифов на услуги по организации подписки, в ряде регионов на 100%, приведет к исчезновению института подписки в России и фактически к разрушению единого информационного пространства нашей страны».
К 2010 году объем сегмента доставки подписной периодики «Почта России» планирует увеличить до 250–300 млн. долл. Одной из возможных причин активизации Общественной палаты называют уход из Мининформсвязи его главы Леонида Реймана, который покровительствовал подведомственной ему «Почте России».
Аргументы «Почты России»: доставка периодики убыточна для предприятия – в 2007 году недополученные доходы составили 3,2 млрд. руб., а в текущем году ожидаются на уровне 4,2 млрд. руб.
Два месяца назад гендиректор Федерального агентства связи (Россвязь) Андрей Казьмин порекомендовал «Почте России» приостановить унификацию тарифов, сохранив скидку в 25%. Об этом говорится в апрельском письме Казьмина на имя председателя комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Валерия Комиссарова. Глава Россвязи информировал парламентария: «Почта России» сдерживает рост тарифов на подписку, но в условиях убыточности не имеет возможности и дальше дотировать подписчиков за счет собственных средств, наращивая убытки от оказания услуги населению».
Руководители «Почты России» и Мининформсвязи неоднократно требовали бюджетного субсидирования службы доставки. Но, отмечает Казьмин, «несмотря на необходимость компенсации убытков в 2007 году и в последующие годы, решение о выделении средств принято не было».
Между тем, по данным «Почты России», в 2007 году 80% подписных тиражей, доставляемых предприятием, приходилось на физлиц. В среднем по России в прошлом году на 100 человек приходилось по 213 подписных изданий, при этом в Москве и Санкт-Петербурге – 72 и 91 соответственно. В городах в розницу газеты и журналы существенно дешевле, чем по подписке. Таким образом, замечает Казьмин, основная масса подписчиков – социально незащищенные слои: пожилые люди, которые не покупают прессу по дороге на работу, и жители отдаленных деревень, «где подписка является единственным способом получения газет и журналов».
Проблема заключается «в вопиющей профнепригодности бывшего руководства «Почты», в наличии коррупции в его решениях, в совершенно выдающейся забюрократизированности всех процессов на почте», уверен главный редактор «Комсомольской правды» Владимир Сунгоркин. «Несмотря на все заверения руководства «Почты России», что повышение – только следствие общих инфляционных процессов, это абсолютно не так. Ведь тарифы за последнее время выросли на 100, 200, а в отдельных регионах даже на 400%», – отметил он. И привел пример: «Руководитель филиала в каком-нибудь регионе совершенно неправомочен принимать какие-либо решения без санкции из Москвы – в итоге структура «Почты» стала исключительно неповоротливой, неспособной оперативно и адекватно реагировать на происходящие изменения рынка».
«НГ» вполне может подтвердить этот тезис. Однажды автор этих строк не смог оформить подписку для инвалида в Санкт-Петербурге: в почтовом отделении заявили, что это можно сделать только по месту жительства получателя.
Вчерашняя акция, сказал главный редактор газеты «Известия» Владимир Мамонтов, направлена была на то, «чтобы печатным СМИ пожить еще»: «Если «Почта России» будет рассказывать про то, что с повышением тарифов сделать ничего невозможно, а государство будет просто поглядывать на это – газеты просто загнутся». По его словам, «подписка – это признак стабильности существования человека»: «Люди привыкают получать ту или иную газету, которая приходит к ним как друг, как помощник. Но из-за непомерного роста тарифов на доставку и, как следствие, повышения цены на подписку они будут вынуждены отказывать себе в этом, нарушая привычные жизненные устои».
«Увы, но в эпоху информационного насыщения, общей доступности телефонной связи, телевидения, интернета вдруг оказывается, что в одной из наиболее развитых стран мира, каковой Россия действительно является, эти информационные потоки становятся недоступны для людей в тех или иных населенных пунктах», – заявил вчера главный редактор «АиФ» Николай Зятьков. И добавил: «Мы всеми силами пытаемся не допустить этого и снизили цену на подписку до такой степени, что делаем ее себе в убыток. Поэтому свои меры мы уже исчерпали и теперь ждем шагов от государства».
Вчера днем в дело вмешалась администрация президента. Акция была отменена: организаторам пообещали, что их требования скорее всего будут удовлетворены. О этом сообщил главный редактор «МК» Павел Гусев. Сегодня, по его словам, «по этому вопросу будет проведено специальное совещание и в нем, видимо, будет поставлена точка».
А чуть ранее руководитель дирекции общественных связей «Почты России» Сергей Григоренко поспешил прокомментировать случившееся: его ведомство не принимало решений о повышении тарифов на доставку периодики. По его словам, подписная кампания на второе полугодие 2008 года завершается, и тарифы на этот период остаются неизменными. Тарифная политика на первое полугодие 2009 года пока не определена, подчеркнул Григоренко.
Вчера же глава Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаил Сеславинский выступил с заявлением: «Агентство подтверждает позицию, что в основе всех дальнейших действий по этой проблеме по-прежнему должны быть интересы читателей». Глава Роспечати подчеркнул, что «после реструктуризации правительства РФ, в результате которой ФГУП «Почта России» и вся отрасль массовых коммуникаций, к которой относятся десятки тысяч российских газет и журналов, оказались подведомственными одному федеральному органу исполнительной власти – Министерству связи и массовых коммуникаций, у нас появилась реальная возможность найти эффективное решение этой проблемы». Как отмечает Сеславинский, власти «понятна острота этой проблемы: «Очевидно, что государство не должно стоять в стороне от взаимоотношений «Почты России» – основного оператора подписного рынка страны с издателями периодики, государство должно способствовать диалогу и поиску компромиссных решений». Он напомнил: проблема дважды обсуждалась на специальных правительственных совещаниях в 2006–2007 годах. На этих совещаниях, отметил он, «были приняты решения, которые способствовали стабилизации подписных цен на периодику в стране». Кроме того, сказал глава Роспечати, на основе этих решений «были разработаны предложения по реформированию подписного рынка страны, предусматривающие государственную бюджетную поддержку доставки подписных тиражей населению».