0
2549
Газета Политика Интернет-версия

20.05.2008 00:00:00

Стратегическое прожектерство

Олег Сергеев

Об авторе: Олег Леонидович Сергеев - кандидат технических наук, полковник.

Тэги: флот, строительство, авианосцы


В канун майских праздников Главком ВМФ Владимир Высоцкий обнародовал перспективы развития отечественного флота. Особого внимания в этих планах заслуживает строительство к середине столетия 5–6 авианосцев, но не как отдельных кораблей с палубной авиацией, а как системы в составе авианосных многоцелевых групп и ударных соединений (АМГ и АУС). На Тихоокеанском и Северном флотах будет 5–6 таких систем. Непосредственно строительство авианосцев должно начаться в 2012–2013 годах.

Амбиционные планы развития ВМФ основаны на концепции сдерживания потенциального противника – США в прибрежной зоне под прикрытием береговых систем ПРО и ПВО и периодического наращивания военно-морского присутствия в районах стратегических интересов России. При этом утюжить море авианосцами, отгоняя браконьеров от своих берегов, с экономической точки зрения весьма накладно. Но никакой действительно внятной доктрины, объясняющей необходимость таких кораблей, нет и пока не предвидится. Оттого единственный на сегодня российский авианосный крейсер «Адмирал Кузнецов», раз в год выбирающийся на один-два месяца в Атлантику, лишь демонстрирует флаг и амбиции командования в отсутствии внятной задачи.

К слову, в военно-морской стратегии США под воздействием новых угроз – высокотехнологичный терроризм, распространение оружия массового поражения, пиратство – происходят серьезные изменения, где приоритет сдерживания СССР и России уступил место контролю над Мировым океаном с участием не менее тысячи кораблей международного флота.

Само название «авианосная ударная группа» говорит, что авианосцы – наступательная система вооружения, действующая вдалеке от родных берегов. Но у России нет претензий на господство над отдаленными акваториями, ей бы свою территорию сберечь. Ясного ответа, зачем ей вообще авианосцы, пока от адмиралов и политиков не получено.

Ключевым элементом АМГ и АУС служат авиационные комплексы оружия (самолеты), определяющие состав, специфику боевого применения данных соединений кораблей и кластер инфраструктурных, научно-технических, образовательных и производственных центров, сфокусированных на реализации этапов «жизненного цикла» авиационной системы оружия морского базирования. Сложившаяся практика военного кораблестроения без системной организации усилий по совершенствованию оружия обычно приводит к военным, а в мирное время – к экономическим потерям. Так, в хрущевские времена на металлолом пошли недостроенные артиллерийские корабли и морская авиация берегового базирования.

Срок службы авианосца при плановом межпоходовом обслуживании составляет 30 и более лет, а темпы ввода в строй (при надлежащем финансировании) определяются числом стапельных мест для постройки. Реальные сроки службы и соответственно количество этих кораблей в составе ВМФ СССР и России определило отсутствие ремонтной базы, необеспеченность производственными мощностями. По этой причине первые корабли было решено ремонтировать на заводе-строителе в Николаеве, а в дальнейшем реконструировать судоремонтные заводы непосредственно на Северном и Тихоокеанском театрах. Планам сбыться было не суждено, что в середине 1990-х привело к досрочному – ранее 20-летнего срока службы – списанию и продаже на слом тяжелых авианосных крейсеров (ТАВКР) Тихоокеанского флота.

Для качественного проведения ремонта и модернизации авианосца в целом и отдельных его систем, продления срока службы и ресурса потребуется в течение 7–10 лет в рамках кластера системы оружия ввод специализированных производственных мощностей. Пока не очевидно, что этот вопрос сможет решить новый председатель совета директоров Объединенной судостроительной компании заместитель главы правительства Игорь Сечин.

Не решив этой задачи, даже при наличии в 2012–2013 годах стапельных мест на севере и востоке России к середине XXI столетия из состава флота будут выведены три авианосца – два «новой» постройки и единственный имеющийся сейчас ТАВКР «Адмирал Кузнецов». Соответственно корабелы России должны ввести в строй за этот период до 10 авианосцев при средней продолжительности строительства – один корабль в восемь лет, что соответствовало производительности Черноморского судостроительного завода в Николаеве и кооперации сотен предприятий-смежников на всей территории СССР. К этому необходимо добавить ввод в строй десятков кораблей из состава АМГ и АУС.

Сможет ли авианосный флот стать прорывным проектом или это очередной концептуальный мыльный пузырь, далекий от реального производства? Об этом можно узнать по главному признаку – технологической кооперации отечественных производств, аутсорсингу потенциала стран СНГ и, прежде всего Украины, широкому использованию программно-целевых методов управления. Напротив, признаком провала будет создание новых органов управления – по их числу на душу населения мы впереди планеты всей.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1979
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1256
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
927
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1226

Другие новости