Человек сложил из пальцев пистолетик, направил его на портрет Вождя Народов и сказал: «пиф-паф». И получил за это «десять лет без права переписки». Знакомо? А если этот человек – иностранец и фигуру из пальцев он складывал не в Москве, а где-нибудь в Гондурасе? Мог бы Советский Союз образца 1937 года попросить местную полицию его арестовать и потребовать его экстрадиции? Вряд ли.
А вот США могут и делают нечто очень похожее в отношении российского гражданина Виктора Бута.
Бут был арестован в Таиланде в самом начале марта по обвинению в «подготовке материалов для террористической деятельности». Арест был произведен по просьбе сотрудников посольства США в Бангкоке. У самой тайской полиции к Виктору Буту, который приехал в Таиланд впервые и провел на его территории до ареста ровно три часа, никаких претензий не было.
Претензии есть у американцев. Хотя в США Бут тоже ни разу не был.
Что же такое совершил Виктор Бут?
По официальной версии, изложенной в американской заявке на экстрадицию россиянина, «Бут выразил соболезнования в связи со смертью лидеров колумбийской леворадикальной группировки ФАРК, убитых колумбийскими военными. А также сказал, что Америка для него – враг». Слова эти Бут, по данным обвинения, произнес во время встречи с агентами одной из спецслужб США, действовавших под прикрытием. И на этом основании Бута обвиняют, например, в «заговоре с целью убийства американских граждан», что по законам США предусматривает срок заключения «от любого количества лет до пожизненного». Как вам это нравится?
При этом при задержании и обыске не было обнаружено ничего, подтверждающего обвинения. Именно поэтому таиландская прокуратура сняла все претензии к Буту еще 9 апреля.
К моменту ареста западные СМИ уже несколько лет муссировали тему: Бут – Оружейный Барон, а США в 2006 году внесли его в список разыскиваемых лиц, представляющих наибольшую угрозу национальной безопасности Америки. При этом традиционно без предъявления каких-то доказательств. Это – американская точка зрения.
Но существует еще и российская. Что же нам известно о личности находящегося под арестом россиянина?
В начале 90-х Бут создал транспортную авиакомпанию, которая к концу десятилетия стала одним из крупнейших грузоперевозчиков на Африканском континенте. Компания работала исключительно по официальным контрактам – с правительствами африканских и европейских государств и с ООН. Потом компанию обвинили в нарушении эмбарго ООН на транспортировку вооружений в Либерию (доказательств опять-таки представлено не было), после чего она в течение трех лет теряла позиции на рынке и в конце концов вынуждена была закрыться. В последние семь лет Бут постоянно жил в России и занимался ремонтом самолетов, проектами модернизации аэропортов малых городов России, производством стройматериалов и разведением мелкого рогатого скота на Кавказе.
У меня, как российского журналиста, проработавшего более 15 лет в Таиланде и окрестностях и привлеченного защитой Виктора Бута в качестве эксперта по тайскому языку и СМИ Таиланда, возникает в связи с делом Бута целый ряд вопросов.
Ну например – зачем американцам было арестовывать Бута именно в Таиланде? Только ли потому, что с Таиландом у США есть договор об экстрадиции? Или еще и потому, что Таиланд, многие годы являвшийся ближайшим военным союзником и клиентом США, недавно начал военно-техническое сотрудничество с нашей страной?
И почему провокация была приурочена к выборам и инаугурации нового президента России и к самому накалу страстей в президентских выборах в США?
Или такой вопрос: почему наше государство, всеми силами утверждающее имидж России как мировой державы, молчит в деле Виктора Бута? Мы не боимся Америки, какой бы сверхдержавой она себя ни чувствовала в современном мире. Что же нам мешает постоять за своего гражданина, которого пытаются вывезти в США на основании недоказанных и откровенно сфабрикованных обвинений?
Российские дипломаты, сотрудники посольства РФ в Таиланде, активнейшим образом участвуют в судьбе Виктора Бута. Но – исключительно в рамках Консульской конвенции. Это значит, что они имеют право добиваться улучшения режима содержания в местах заключения, контролировать соблюдение прав подсудимого, заботиться о его здоровье и передавать ему посылки родственников. И все. Даже это не так просто: по требованию американцев режим содержания самый жесткий. Например, каждый раз, когда Виктор появляется в суде и идет босиком по холодному полу кондиционированного зала, гремя ножными кандалами, приходится просить разрешения на передачу ему носков и еще одного разрешения – на то, чтобы он их надел. В тюрьме они не нужны, там нет кондиционеров и главный тюремщик – жара. А холодный пол зала суда после недель жары здоровья не прибавляет.
В отношении каких-либо попыток отстоять российского гражданина, который по Конституции РФ вообще не подлежит экстрадиции, российское посольство связано по рукам и ногам. У нас просто не существует концепции действий в подобных случаях, а указаний из Москвы не поступает, так как государство пока своего мнения по делу Бута не озвучило.
Тем временем американцы методично добиваются экстрадиции. Они настроены на свою юридическую победу и делают все ради нее. Для них выдача Бута – государственная задача и вопрос национального престижа.
Россия и США поддерживают двусторонние отношения во всех сферах, в том числе и в юридической. Если у США есть претензии к российскому гражданину Буту, то при чем здесь Таиланд? Почему бы США не обратиться к России и не попытаться разобраться в этом деле совместно?
Дело, видимо, в том, что разбираться никому не интересно. Американцам, очевидно, потому, что в этом случае они не смогут доказать то, чего не было. А вот почему это неинтересно России? На этот вопрос у меня ответа нет. Но бездействие наших властей наводит на мысль о том, что в России Виктор Бут нужен только его семье и друзьям.
Бангкок–Москва