Экс-глава ЮКОСа Михаил Ходорковский, находящийся в следственном изоляторе Читы, дал интервью Sunday Times. В очередной раз российские власти отдали предпочтение не российским СМИ, а британским. Так, письмо «НГ» с просьбой о содействии в организации интервью с Ходорковским на имя директора Федеральной службы исполнения наказаний РФ Юрия Калинина от 05.04.07 осталось без ответа.
В интервью Sunday Times Михаил Ходорковский обвинил одного из ближайших сподвижников Владимира Путина – Игоря Сечина – в заговоре. Опальный олигарх утверждает, что Сечин, который в начале мая был назначен на пост вице-премьера, «разорил» его нефтяную компанию «из-за жадности».
Сейчас Ходорковский, отбывающий в Чите восьмилетний срок по уголовному делу об уклонении от уплаты налогов и мошенничеству (осужден в июне 2005 года), ожидает суда по новым обвинениям против него – присвоению и растрате и отмыванию денег. Если новые эпизоды будут доказаны, ему грозит наказание в виде лишения свободы на срок до 27 лет.
По словам Ходорковского, за обвинениями против него, как и прежде, стоит Игорь Сечин. Экс-глава ЮКОСа затруднился ответить, каким образом Сечин мог бы убедить Путина в необходимости судебного преследования Ходорковского. «Возможно, Путин действительно подумал, что я замышляю какой-то политический переворот. Это нелепо, поскольку тогда я публично оказывал поддержку двум оппозиционным партиям, которые в лучшем случае могли бы получить на парламентских выборах 15% голосов», – сказал Ходорковский. Он предположил, что скорее всего «никакой причины вообще не требовалось, нужен был просто предлог для рейда на ЮКОС – самую успешную нефтяную компанию России».
Sunday Times отмечает, что дело Ходорковского рассматривается многими как «символ избирательности российского правосудия и неопределенности судебной системы». Оно также служит «лакмусовой бумажкой для нового российского президента и протеже Путина – Дмитрия Медведева». Обещание Медведева соблюдать верховенство закона, данное, в частности, в его первом интервью после избрания (интервью было предоставлено британской газете Financial Times), позволяет сторонникам Ходорковского надеяться на помилование со стороны нового главы государства. Источники газеты в Кремле утверждают, что такое решение Медведев мог бы принять лишь с благословения Путина.
Ходорковский пока не комментирует возможность помилования. По его словам, Медведеву потребуется время, чтобы начать действовать независимо, пока же он якобы связан личным обязательством перед Путиным. Опальный олигарх полагает, что исход его дела будет зависеть от того, как быстро пойдет реформирование судебной системы, о желании осуществить которую говорил Медведев. «В независимом суде только полный идиот проглотил бы дело, выдвинутое против меня. К сожалению, реформы не случаются за ночь. Но некоторые шаги, предпринимаемые командой Медведева, дают повод для осторожного оптимизма», – сказал осужденный.
Ходорковский признался, что тяжелее всего ему переносить разлуку с семьей – престарелыми родителями, женой и четырьмя детьми. В тюремной колонии в Краснокаменске, откуда его перевели в СИЗО Читы после предъявления новых обвинений в прошлом году, у осужденного было больше возможностей видеться с родственниками – четыре раза в год по три дня кряду. Теперь же, жалуется опальный олигарх, родные «вынуждены преодолеть четыре тысячи миль ради двух-трех часов» свидания с ним.
У Ходорковского есть право на ежедневную прогулку в течение часа. В свободное время он изучает свое дело. «Как только один срок истечет, добавят новый, и я могу забыть о досрочном освобождении. Круглосуточно я нахожусь под видеонаблюдением. Обычно нервы у моих сокамерников сдают через полгода, но я пока держусь», – сказал экс-глава ЮКОСа. По его словам, изоляция и годы в тюрьме – нелегкое испытание, но его можно выдержать. Ходорковский всегда много читал, а сейчас стал читать еще больше. Образование и размышление – плюсы тюрьмы, заключил опальный олигарх.