В соответствии с решением федеральной власти в подмосковных Мытищах в 2010 году должно открыться грандиозное в части архитектуры и художественного оформления «Федеральное военное мемориальное кладбище» (ФВМК), где будут находить вечный покой первые лица страны, известные военачальники, государственные деятели и воины-герои. Вместе с тем уже на стадии проектирования мемориала и реализации его так называемого нулевого цикла стали происходить достаточно нелицеприятные как с точки зрения права, так и искусства вещи. У авторов – творческого коллектива «Моспроект-4» – банально умыкнули проект и перекроили его в угоду низкопробной вкусовщине.
На днях в ИД «Комсомольская правда» состоялась пресс-конференция авторов проекта: генерального директора ГУП МНИИП «Моспроект-4», академика Андрея Бокова, руководителя Мастерской-8 («Моспроект-4»), кандидата архитектуры Александра Хомякова, заслуженного художника РФ, профессора Международной академии архитектуры Георгия Франгуляна и главного архитектора проекта ФВМК («Моспроект-4») Юрия Гелеты. В беседе с представителями СМИ признанные в мире архитектуры и художественного творчества мастера поведали о сути скандала вокруг ФВМК.
Напомним предысторию. В 2002 году проект ФВМК, созданный коллективом архитекторов и художников ГУП МНИИП «Моспроект-4» победил в конкурсе, объявленном заказчиком в лице Министерства обороны, и получил законное право на претворение своего проекта в жизнь. Однако уже после сдачи заказчику и согласования экспертизой проект по инициативе нескольких генералов Службы тыла МО и художника Сергея Горяева был грубо изменен и дополнен. Хуже того, авторская работа коллектива «Моспроекта-4» после изменений стала почему-то считаться творением Горяева. То, что на авторское право в стране плюют повсеместно, – сегодня это аксиома. Однако данный случай получился совсем уж вопиющий, и в конце марта Арбитражный суд г. Москвы, рассмотрев это дело, установил факт незаконной переработки проекта, а также признал «исключительное право ГУП МНИИП «Моспроект-4» на использование архитектурного проекта Федерального мемориального кладбища близ д. Сгонники Мытищинского района Московской области». При всем том строительство мемориала уже начато, но работы на нем в нарушение закона ведутся без необходимого авторского сопровождения и надзора.
Вот как ситуацию охарактеризовал Андрей Боков:
– Речь идет о краже интеллектуальной собственности, а не о творческом конфликте. Авторы контрафакта утверждают, что якобы есть два проекта. На самом деле есть подлинный проект, который разработали мы и который победил на конкурсе, и есть его искаженная версия. Помимо нарушенных авторских прав серьезный урон нанесен творческой идее, без которой мемориал будет обезличен. По существу в планировочном решении «Горяев и компания» ничего сделать не могут – ни изменить, ни поправить они не в состоянии, у них просто нет профессионалов. Поэтому единственный сегмент, за который они борются и в котором затраты практически не учитываются, – это художественная составляющая. То есть огромное количество скульптур, которое не предполагалось с самого начала и на которое уйдут большие государственные деньги. Мы были против этого с самого начала, и это стало одним из реальных мотивов существующего конфликта.
В свою очередь, Александр Хомяков обратил внимание на то, что в создаваемом мемориальном комплексе должен быть представлен интерес именно государства, а не некоей тыловой компании и что инфантилизм общества в данном вопросе недопустим. Деньги на мемориальный комплекс выделяются огромные, ФВМК не имеет отношения к секретным оборонным программам, и страна имеет право знать – на что конкретно будут потрачены средства. Создание авторитетного совета, в который должны войти представители Минобороны, профильных комитетов Государственной Думы, общественных, в том числе ветеранских организаций, а также творческих союзов, как раз позволит соблюсти и государственные интересы. Кроме того, учитывая создавшуюся ситуацию, похоже, лишь такому совету под силу решать художественно-идеологические вопросы.
По словам Георгия Франгуляна, в представленном контрафакте отсутствует необходимое соответствие архитектурных и художественных решений, без которых мемориал никогда не станет произведением искусства и превратится в типовую поделку. С художественной точки зрения скульптурный ряд, предложенный Горяевым, будет представлять собой лишь упорядоченное множество костюмированных манекенов.
Итак, скандал вокруг ФВМК выявил несколько обескураживающих для современной России вещей. Помимо уже упомянутых игнорирования авторского права и искажения художественного замысла страшит другое: кулуарно, без участия общественности решаются такие важные вещи, как увековечивание памяти героев прошлого, настоящего и будущего, а также укрепление имиджа страны в международном сообществе.
Художники готовы к диалогу, они хотят представить проект министру обороны и призывают провести широкое общественное обсуждение проекта первого национального Пантеона.
Сейчас, пока на месте будущего Федерального военно-мемориального кладбища только начаты работы по «нулевому циклу», которые проходят строго по разработанному архитекторами проекту, еще не поздно остановить создание скульптурного тиража, характерного для авторитарных режимов.