Примечательной чертой очередного обострения эмоций в связи со статусом Севастополя стало предупреждение главы правительства Москвы о разбирательстве претензий в органах международной юстиции. О неких «международных правовых организациях» говорилось и раньше, теперь же были произнесены слова «международный суд». Решать вопрос в судебной процедуре, а не в словесной баталии – мысль разумная, осуществление которой, однако, требует основательной подготовки и правовой аргументации. Для этого хорошо бы выявить доводы, к которым может прибегнуть противная сторона.
В 1948 году указом Президиума Верховного Совета РСФСР Севастополь был выделен в «самостоятельный административно-хозяйственный центр» и отнесен к категории городов республиканского подчинения. Действовавшая в тот момент Конституция РСФСР 1937 года не создавала конституционного института «города республиканского подчинения» как самостоятельной федеральной единицы, вычленяемой из края, области, автономной республики, в пределах которой такой город находится. Получается, что отнесение Севастополя к категории городов республиканского подчинения в качестве «самостоятельного административно-хозяйственного центра» было именно административно-хозяйственной мерой, не придавшей ему статуса, аналогичного статусу других субъектов, составлявших в то время РСФСР и перечисленных в Конституции.
Иными словами, изменение статуса Севастополя не привело к появлению нового, выражаясь современным языком, «субъекта Российской Федерации», которым по-прежнему оставалась Крымская область, исключенная из конституционного перечня в 1954 году в связи с ее передачей Украине.
По действовавшей в то время Конституции СССР утверждение изменения границ между союзными республиками относилось к ведению Союза, при том что территория союзных республик не могла быть изменяема без их согласия. Формально процедура передачи Крымской области из состава России в состав Украины была инициирована совместно президиумами Верховных Советов России и Украины, а утверждена она была указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 февраля 1954 года.
Обстоятельства его принятия свидетельствуют о том, что в намерения союзного законодателя отнюдь не входило исключение Севастополя из состава передаваемой территории и сохранение его за Россией. На заседании Президиума присутствовал председатель исполкома Севастопольского городского Совета; представляя вопрос о передаче Крымской области Украине, Председатель Президиума Верховного Совета РСФСР ссылался на то, что соответствующая инициатива принималась с участием представителей Севастопольского городского Совета, он же, характеризуя предмет передачи территории, говорил о том, что Крымская область занимает «весь Крымский полуостров».
В отличие от Конституции РСФСР 1937 года российская Конституция 1978 года установила, что в РСФСР помимо автономных республик, краев, областей, автономных областей и округов имеются в качестве самостоятельной категории конституционных единиц Федерации города республиканского подчинения (поправкой, принятой 9 декабря 1992 года, это понятие было заменено термином «города федерального значения»). В Конституции был также закреплен исчерпывающий перечень городов этой категории, где Севастополь не фигурировал. Тем самым на конституционном уровне было определено, что этот город не относится к числу российских городов республиканского подчинения (федерального значения). Соответственно в Конституции УССР 1978 года указывалось, что городами республиканского подчинения являются Киев и Севастополь.
В июле 1993 года, в момент одного из прошлых обострений, Верховный Совет РФ принял постановление «О статусе города Севастополя», которым «подтверждался российский федеральный статус» черноморского города, однако выходит, что сделать это не представлялось возможным, ибо такого статуса не существовало и подтверждать было нечего. Восстановить же его, хотя бы в теории, можно было только поправкой к Конституции РФ, предусматривающей включение Севастополя в конституционный перечень городов федерального значения. Постановления Верховного Совета для этого недостаточно, и парламент сам себе поручил подготовить проект закона о внесении изменения в Конституцию. Поручение не было выполнено, что и немудрено – надвигалась горячая осень, когда страну поразил глубокий конституционный кризис.
Вскоре отсутствие у Севастополя статуса российского города федерального значения подтвердила и Конституция РФ 1993 года, которая к этой категории отнесла только Москву и Санкт-Петербург.
Добавлю, что дважды – в 1995 и 1997 годах – Государственная Дума пыталась вовлечь Конституционный суд РФ в решение вопроса о конституционности передачи Севастополя под суверенитет Украины, но оба раза суд находил процедурные основания для отказа. Возможно, таким образом он давал понять, что у запросов не было судебной перспективы.
Суд – не вече, там верх берет правовой аргумент, а не громкий голос и горящий взор. Украинская, точнее, киевская юридическая школа в советское время была одной из сильнейших в стране и, склонен полагать, не растеряла традиций. Наконец, в отличие от России Украина имеет опыт ведения дела в Международном суде ООН.