Пока Виктор Зубков чувствует себя среди министров более раскованно, чем новый премьер.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Вчера премьер Владимир Путин огласил новую структуру и персональный состав правительства. Министерства увеличились числом и обросли новыми полномочиями. Одновременно умножился и состав заместителей главы правительства.
Были оглашены и другие кадровые перестановки в верхах. В частности, было объявлено о переходе бывшего вице-премьера и главы аппарата правительства Сергея Нарышкина на пост главы кремлевской администрации и об уходе главы ФСБ Николая Патрушева на должность руководителя Совета безопасности. Несмотря на то что контуры новой власти в основном уже сформированы, разобраться в том, кто сейчас в стране главный и где принимаются ключевые решения – в Кремле или Белом доме, – совсем не просто.
За последние восемь месяцев Владимиру Путину пришлось дважды объявлять о новых кадровых назначениях в Белом доме. Первый раз – в сентябре 2007 года, когда он представлял кабинет своего выдвиженца Виктора Зубкова, зачитывая собственный президентский указ. Второй раз об организационно-штатных изменениях в правительстве Путин объявлял вчера, уже со ссылкой на указ президента Дмитрия Медведева. Интрига сохранялась до последнего момента, и одно это обеспечило аншлаг журналистов в Белом доме.
Планировалось два мероприятия – сначала презентация Путиным его новых министров, позже – встреча правительства с президентом. Однако Медведев в Белом доме не появился, таким образом, Путину самому пришлось оглашать президентский указ. В соответствии с документом увеличено число вице-премьеров – будет два первых и пять просто вице-премьеров. Первыми вице-премьерами стали бывший премьер Виктор Зубков и бывший помощник президента Игорь Шувалов. Сергей Иванов был понижен с первого до простого вице-премьера. Главой аппарата правительства и вице-премьером назначен Сергей Собянин. В число вице-премьеров вошли Александр Жуков, Алексей Кудрин и бывший до сих пор заместителем главы администрации президента Игорь Сечин.
МЭРТ лишили последней буквы
Одной из наиболее значимых перестановок можно назвать назначение экс-директора ФСБ Николая Патрушева секретарем Совета безопасности РФ, а также утверждение Сергея Нарышкина главой президентской администрации. Место руководителя ФСБ занял бывший заместитель Патрушева Александр Бортников. Кроме того, Путин объявил об образовании нового Министерства по туризму и спорту и разделении Минпромэнерго, как и ожидалось, на два министерства – Министерство промышленности и Министерство энергетики. Создано Федеральное агентство по делам СНГ, а вот Росэнерго, Роспром, Росстрой, Росздрав и ряд других федеральных агентств ликвидированы. Среди министерств произошло перераспределение полномочий. Так, привычная аббревиатура МЭРТ лишена последней буквы, поскольку у Минэкономразвития и торговли торговлю отняли, передав ее в ведение Минпрома. При этом не совсем понятно, вся ли торговля отошла к Виктору Христенко, утвержденному министром промышленности и торговли. Речь идет о контроле над торговлей продукцией агропромышленного комплекса (АПК), который логично было бы возложить на Минсельхоз, чего так настойчиво добивался Алексей Гордеев, сохранивший и в новом кабинете свой пост.
Среди членов правительства изменения оказались не столь существенны. За столом в Наградном зале Белого дома не нашлось места главе Минкультуры Андрею Соколову, преемником которого назначен Александр Авдеев, до последнего времени работавший послом России во Франции. Знаменательно, что, имея большой стаж дипломатической работы, Авдеев культуре не чужой человек: во многом именно его стараниями была, во-первых, поднята на высокий государственный уровень, а во-вторых, решена проблема русских захоронений на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа. Кроме того, при непосредственном участии посла открывались и проходили выставки Москва–Париж, Париж–Санкт-Петербург. Забавно еще, что один из главных скандалов в биографии министра Соколова связан как раз с парижской выставкой мастеров российского актуального искусства. Но это, наверное, из разряда совпадений.
Министром юстиции вместо Владимира Устинова стал экс-полпред президента в Приволжском федеральном округе Александр Коновалов. Игорь Левитин остался министром транспорта, Дмитрий Козак – министром регионального развития, Анатолий Сердюков – главой Минобороны, Эльвира Набиуллина – руководителем Минэкономразвития, МИДом опять будет руководить Сергей Лавров. В прежнем качестве сохранились глава МВД Рашид Нургалиев, глава МЧС Сергей Шойгу, глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова, глава Минсельхоза Алексей Гордеев, глава Минобрнауки Андрей Фурсенко и глава Минприроды и экологии Юрий Трутнев. Министром спорта стал Виталий Мутко, руководивший до этого Российским футбольным союзом (РФС), Игорь Щеголев назначен министром связи и коммуникаций, а министром энергетики стал Сергей Шматко, до этого – первое лицо госкомпании «Атомстройэкспорт».
Об Иванове не молвили слова
Любопытен представленный Путиным расклад обязанностей вице-премьеров. Виктор Зубков будет курировать сельское хозяйство и рыболовство. Игорь Сечин – промышленность, за исключением ОПК, а также экологические вопросы. Сергей Собянин сосредоточится на формировании политики разграничения полномочий между органами исполнительной власти и законопроектной деятельности. Алексею Кудрину доверили основные направления финансово-экономической политики, разработку налоговой политики и контроль над финансовыми рынками. Александр Жуков, прежде занимавшийся бюджетным процессом, брошен на нацпроекты, за исключением сельского хозяйства, к его обязанностям отнесена и подготовка Сочи к зимней Олимпиаде-2014. Игорь Шувалов займется внешнеэкономической деятельностью, в том числе переговорами по вступлению России в ВТО. Загадкой осталось предназначение в новом кабинете Сергея Иванова. Случайно или намеренно, но Путин ни словом не обмолвился о новых обязанностях бывшего первого вице-премьера.
Стоит отметить, что некоторые высказывания Путина озадачили присутствующих. Например, о том, что состав правительства обновился на две трети. Эта оценка была бы справедлива в отношении вице-премьеров, что же касается министров, то большинство из них, входивших в состав прежних правительств, благополучно сохранили портфели.
Сложилось впечатление, что новые назначения и перераспределение полномочий в структуре правительства для некоторых министров не были до конца известны до последнего момента. Во всяком случае, глава Минтранса Игорь Левитин добросовестно старался успеть, конспектируя выступление премьера. И, судя по выражению его лица, некоторые объявления оказались для него новостью.
Что касается самого Путина, то свершившийся факт его перехода в новое качество ни в коей мере не отразился на желании и способности генерировать новые идеи и задачи. Он напомнил, что несколько дней назад в Госдуме изложил программу первоочередных действий своего кабинета и призвал подчиненных конструктивно сотрудничать со всеми фракциями – вне зависимости от их партийной принадлежности. До конца года, подчеркнул премьер, правительство должно будет внести в парламент целый пакет законодательных инициатив, в том числе касающихся регулирования финансовых рынков и налоговой системы. При этом особое внимание Путин обратил на повышение с 1 января 2009 года МРОТ почти в два раза – до 4430 руб. «Работать – по интенсивному, напряженному графику, но такой темп задает масштаб стоящих задач», – жестко обозначил свое понимание текущего момента премьер.
Самосохранение со многими неизвестными
Опрошенные «НГ» эксперты пока осторожны в оценках новой структуры правительства, предложенной Путиным, и ожидают дальнейших кадровых перестановок. В ответах на вопрос, где сейчас будет центр принятия решений в стране, учитывая, что новая администрация президента не сформирована, а правительство, особенно в части количества вице-премьеров и распределения между ними полномочий, выглядит несколько эклектичным, они были осторожны.
«Реорганизация еще идет, и, возможно, в ближайшие дни будут приниматься новые решения, – отмечает директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. – Например, не все еще понятно с теми же федеральными агентствами. Вопрос о них встал в силу того, что та трехзвенная структура правительства, которая у нас была в 2004 году, как было признано на официальном уровне в 2007 году, себя не оправдала». По мнению аналитика, проблема в том, что агентства, с одной стороны, – это органы федеральной власти, а с другой – они подчинены министрам, то есть один самостоятельный орган подчинен другому. «Второй реальный конфликт этой конструкции заключался в том, что деньги должны были распределять агентства, а министерства, как вышестоящие организации, занимались нормотворчеством, – поясняет Николаев. – Между тем у нас вес реальной чиновничьей структуры определяется тем, сколько денег она распределяет, а здесь получалось, что нижестоящий орган распределял деньги, а вышестоящий находился вне этого процесса. Неудивительно, что позиции агентств будут ослаблены и большинство из них вольется в состав министерств, то есть фактически мы вернемся к той структуре кабинета, которая была до 2004 года».
Однако назначение Сергея Нарышкина на пост главы президентской администрации, как полагают эксперты, может стать знаковым. «То, что новым главой станет Нарышкин, никто не предсказывал, называли то Собянина, то даже Шувалова, – отмечает член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко. – Нарышкин как надзиратель будет даже лучше, чем Владислав Сурков, потому что о непростых отношениях между Сурковым и Медведевым все знали. Насчет самого Суркова ничего не могу сказать – он остается заместителем главы администрации, но при этом раскладе власти у Нарышкина будет намного больше. Докладывать-то будет Нарышкин о состоянии, а не Сурков».
«Не думаю, что администрация президента будет куратором правительства, – считает заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин. – Скорее, решения будут приниматься на основе системы согласований, которая, кстати, осложняет их принятие. Если раньше все было понятно – политические решения формулировались в администрации и спускались в правительство, – то сейчас придется договариваться».
В то же время назначение Игоря Сечина ответственным за промышленность не представляется слишком алогичным. «Он возглавляет совет директоров «Роснефти», и его нельзя назвать человеком, далеким от этой сферы, – считает Николаев. – По отзывам, человек может работать с реальным сектором, так что определенная логика в этом назначении есть». В свою очередь, Алексей Макаркин полагает, что в нынешней конфигурации новая должность Игоря Сечина позволяет решить две проблемы. «С одной стороны, он сохраняет прямой выход на теперь уже премьер-министра Путина, что являлось одной из его главных аппаратных возможностей, – поясняет аналитик. – Второй момент: это могло быть сделано, чтобы не произошло слишком сильной лобовой конкуренции между администрацией президента и правительством. Этот вопрос является одним из главных проблем новой структуры, он сейчас как раз решается, и его хотят с самого начала минимизировать». У Сечина есть публичный опыт, но он будет в основном заниматься отраслевыми проблемами, проводить совещания и вряд ли будет делать знаковые заявления по телевидению.
Что же касается Шувалова, то, как отмечает Макаркин, он в публичном пространстве уже не новичок. «Например, он ездил в США, и там его в лоб спросили, кто будет преемником – Медведев или Иванов, – на что он ответил: «А почему именно они, может быть, кто-то еще?», после чего многие зарубежные СМИ активно обсуждали этот вопрос, – напоминает политолог. – Поэтому Шувалов в течение длительного времени был как раз тем человеком, который посылал сигналы, которые вырабатывались в Кремле и шли через него, в том числе и на Запад, по интересующим их вопросам. Но если раньше он делал заявления, которые были больше адресованы элитам и зарубежной аудитории, то сейчас они будут предназначены широкой внутрироссийской аудитории».
По мнению эксперта, руководство страны в целом сохранилось, хотя и в измененном виде, с той системой сдержек и противовесов, которая существовала на персональном уровне. «Но думаю, что целиком мы ее увидим, когда будет сформирована администрация президента и станет ясно, кто будет заниматься кадровой политикой, – отмечает Алексей Макаркин. – Пока видно, что есть стремление эту систему сохранить, хотя и с некоторыми изменениями».