Лужков ответил Украине превентивно.
Фото ИТАР-ТАСС
Российско-украинские отношения вновь оказались на грани скандала. Причиной тому стало выступление мэра Москвы в Севастополе 11 мая, которое в Киеве назвали вмешательством во внутренние дела суверенного государства. Официальный представитель украинского МИДа Василий Кирилич вчера высказал надежду, что власти РФ дадут оценку высказываниям московского градоначальника. В тот же день Юрий Лужков был объявлен персоной нон грата в Украине.
Украина взволнована
В МИД Украины «НГ» сообщили, что внешнеполитическое ведомство готовит специальное заявление в связи с речью Юрия Лужкова на праздновании 225-летия Черноморского флота в Крыму. В Киеве, как, впрочем, и в Крыму, считают высказывания московского мэра о том, что Севастополь должен быть возвращен России, а базовый российско-украинский договор, которым этот город фактически закреплен за Украиной, – пересмотрен, по крайней мере недальновидными. Они, заметил «НГ» депутат Верховной Рады от Партии регионов Василий Хара, могут осложнить отношения двух стран. А вице-губернатор Севастополя Владимир Казарин считает, что Юрий Лужков, делая заявления, вышел за рамки своих полномочий. Официальный представитель МИД Украины Василий Кирилич вчера так прокомментировал случившееся журналистам: «Надеемся, что органы власти РФ дадут оценку высказываниям Юрия Лужкова, которые являются прямым вмешательством во внутренние дела Украины». Президент Украины Виктор Ющенко во время совместной пресс-конференции в Киеве с президентом Литвы Валдасом Адамкусом предупредил, что нельзя шутить с целостностью суверенных стран. «Существуют соответствующие международные обязательства, и все стороны мирового политического процесса должны быть верными взятым на себя обязательствам», – сказал украинский лидер. Страсти на украинской политплощадке разгорелись до такой степени, что глава МВД Украины Юрий Луценко посоветовал СБУ завести на мэра Москвы уголовное дело. О том, что московскому мэру отныне путь в соседнюю страну заказан, вчера сообщила начальник пресс-службы СБУ Марина Остапенко.
По ее словам, в связи с тем, что гражданин Российской Федерации Юрий Лужков проигнорировал предупреждение СБУ о недопустимости совершения действий, которые наносят вред национальным интересам Украины и ее территориальной целостности, и произнес в Севастополе провокационную речь, въезжать в Украину ему запрещено. Остапенко отметила, что в настоящее время СБУ выясняет все обстоятельства «провокационных высказываний» Лужкова 11 мая.
Одновременно СБУ предупредила депутата Госдумы РФ Константина Затулина о недопустимости недоброжелательных публичных заявлений, которые противоречат национальному законодательству Украины. В то же время СБУ выразила благодарность политическим силам и общественным организациям, которые встали на защиту национального суверенитета Украины.
10 мая в Симферопольском аэропорту сотрудники СБУ вручили Юрию Лужкову письменное предупреждение о недопустимости противоправных действий. Тем не менее 11 мая, выступая на концерте по случаю 225-й годовщины основания ЧФ РФ, он заявил, что вопрос о Севастополе «остался нерешенным». Лужков отметил: «Севастополь в 1948 году был выделен как город, который вошел в подчинение государству. В 1954 году Севастополь не вошел в число тех областей, тех территорий, которые Никита Хрущев передал Украине. И мы говорим о том, что этот вопрос остался нерешенным, мы его будем решать. Мы его будем решать в интересах той правды, в интересах тех государственных позиций и того государственного права, которые имеет Россия по отношению к своей военно-морской базе – Севастополю». «Я официально обращусь к руководству нашего государства, официально обращусь к Государственной Думе и в Совет Федерации, чтобы опять затронуть вопрос о Севастополе», – сказал мэр российской столицы. Лужков обратил внимание, что в конце этого года, когда истекает нынешний десятилетний срок действия договора, Россия получит право не продолжать его действие. Черноморский бассейн, по мнению Лужкова, останется геополитическим пространством, которое представляет для России особый интерес.
В Киеве, да и в самом Севастополе, речь Юрия Лужкова вызвала ответную реакцию и ряд вопросов. Например, какие правовые последствия могут иметь заявления московского градоначальника? Украинские политики и политологи сходятся во мнении, что правовых последствий ни сами речи, ни следующие за ними действия иметь не будут. Как заметил «НГ» вице-губернатор Севастополя Владимир Казарин, прежде всего «за давностью времени». А также потому, что возможный пересмотр базового договора России с Украиной повлечет за собой ревизию целого ряда актов и договоров, причем не только касающихся российско-украинских отношений. По словам Казарина, Лужков много делает для Севастополя и семей российских моряков, которые представлены и гражданами Украины, и это ценится севастопольцами и властями города, тем не менее его заявления необоснованны.
Депутат Верховной Рады Василий Хара из фракции Партии регионов, известной пророссийскими взглядами, заметил «НГ», что Лужков таким образом отреагировал на действия украинских властей, которые накануне препятствовали проведению репетиции парада в Севастополе. Но при этом парламентарий подчеркнул, что «такие высказывания политик такого уровня позволять себе не должен», поскольку они могут осложнить отношения с соседней страной.
Известный украинский политолог Кость Бондаренко заметил «НГ», что «Лужков создает себе имидж, эксплуатируя тему Крыма и Севастополя». Его заявление, по мнению эксперта, это заявление неофициального лица. «Международная практика предполагает объявление таких лиц персонами нон-грата, что, собственно, и сделала Украина», – резюмировал Бондаренко.
Город воинской славы стал в эти дни яблоком раздора. Фото Алексея Калужских (НГ–фото) |
Партия промолчала
Между тем Юрий Лужков не только работает московским мэром уже больше полутора десятков лет, но еще и является одним из лидеров партии «Единая Россия». Столичный градоначальник, правда, сам в ее рядах вроде как и не состоит, но имеет пост сопредседателя высшего совета ЕР. Поэтому логично было бы высшему партийному руководству прокомментировать случившееся. Вчера корреспондент «НГ» пытался получить от видных представителей партии власти хотя бы какую-нибудь оценку заявлений Лужкова. Однако занятие это оказалось довольно бессмысленным. В одних местах комментарии оказались весьма скупыми, а в других и вовсе не последовали.
Например, в управлении по связям с общественностью и СМИ нижней палаты корреспонденту «НГ» пообещали выяснить у председателя Госдумы Бориса Грызлова, захочет ли он что-то сказать о планах Юрия Лужкова по денонсации российско-украинского договора о дружбе и судебной тяжбе международного уровня по поводу принадлежности города Севастополя. Однако к моменту подписания номера определенного ответа получено не было. Что, впрочем, корреспонденту «НГ» удивительным не показалось. Ведь еще ранее, но в другом месте – в пресс-службе думской фракции ЕР – его сразу предупредили: Грызлов на такие темы комментариев не дает. Не получила ответа и соответствующая просьба к секретарю президиума генерального совета ЕР Вячеславу Володину.
Но вот пресс-секретарь Юрия Лужкова Сергей Цой согласился ответить на некоторые вопросы «НГ». Правда, он сразу же отверг возможность какого-либо серьезного разговора по поводу слухов, будто московский мэр, защищая Севастополь, заботится о своей собственности: «Что комментировать всякие глупости». Вместе с тем по сути заявлений начальника Сергей Цой заметил: «Это есть ответ на решения властей Украины о запрещении въезда Юрия Лужкова на территорию этой страны, ответ, данный мэром загодя». Сергей Цой напомнил: еще в аэропорту Симферополя Лужков получил предупреждение о недопустимости резких высказываний, но потом спросил у севастопольцев на праздничном концерте, действительно ли ему лучше помолчать. «Нет!» – закричали хором все собравшиеся», – сообщил «НГ» пресс-секретарь московского мэра, дав понять, что Юрий Лужков лишь отреагировал на просьбу жителей города.
Единственным руководителем ЕР на Охотном Ряду, согласившимся сказать о Лужкове хотя бы несколько слов, оказался первый вице-спикер Олег Морозов. По его словам, «у такой политической фигуры, как Лужков, есть право говорить то, что он думает». Впрочем, на вопрос, а что думает он сам, как один из лидеров партии власти, Морозов отвечать не захотел, подчеркнув только, что «согласен я с этим или нет – это далеко не важно».
Правда, позже на сайте партии появилось заявление руководителя исполкома Московского городского регионального отделения партии «Единая Россия» Виктора Селиверстова, поддержавшего Лужкова: «Исторически и фактически Севастополь продолжает оставаться русским городом».
Эксперты просят не беспокоиться
«Это элемент личного пиара Юрия Лужкова, – уверен руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики Александр Кынев, – благодаря которому можно набрать очков на внутриполитической арене. Его позиция по этому вопросу уже давно всем ясна, и было бы странно, если бы Юрий Михайлович начал хвалить Украину». При этом, по мнению Кынева, от таких жестких заявлений никакой пользы для внешнеполитических отношений нет. «Даже наоборот, это будет хорошим поводом для украинских политиков обвинить Россию в неадекватной политике. Впрочем, люди, которые занимаются Украиной, считают высказывания московского мэра его сугубо личной позицией, и ничего удивительно в этом нет», – заверил эксперт.
Мнение Александра Кынева разделяет профессор и член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко: «Я бы не придавал большого значения этим высказываниям. У Лужкова имидж экзотического высказывателя по международным проблемам, все это прекрасно понимают. Это было, есть и будет. Как в одной пьесе Чехова было – «погогочут гусаки и разойдутся». Малашенко призывает отличать внешнеполитическую риторику от реальной политики – в последнем случае люди избегают похожих высказываний: «Так что пусть говорит».
Первый заместитель думского комитета по делам СНГ Константин Затулин (фракция ЕР), который вчера как раз находился в Севастополе, рассказал «НГ», какие правовые основания находятся под заявлениями Юрия Лужкова. По его словам, еще в 1948 году эта военно-морская база страны была сделана отдельной административной единицей в составе Крымской области РСФСР. Финансировался город только из союзного бюджета и так, кстати, было до самого распада СССР. Правда, как отметил Затулин, «в 1954 году при передаче Крымской области в состав Украинской ССР вопрос о Севастополе был обойден». Впрочем, подчеркнул он, до 1991 года фактически единственной его связью с Украиной была партийная принадлежность: «городская организация КПСС состояла в крымской областной, а та, в свою очередь, входила в состав Компартии этой союзной республики». Что же касается современности, то, по словам Затулина, в договоре, о дружбе между Россией и Украиной первая признала Севастополь принадлежащим второй. «Я согласен с этим договором и я признаю, что Севастополь – украинский город. Но если Украина разрушит этот договор, который является фактически единственным серьезным удостоверением о передаче Севастополя Украине, то все вопросы открываются снова». Между тем, заметил Константин Затулин, стремление и тем более вступление Украины в НАТО будет противоречить ее договору о дружбе с Россией, что может поставить его под возможность денонсации.
Доктор юридических наук Сергей Шахрай на просьбу «НГ» объяснить, существуют ли правовые основания для претензий России на Севастополь, ответил коротко: «Как государственный служащий, я не имею права комментировать политические вопросы». А когда корреспондент «НГ», попытавшись переубедить собеседника, сказал, что газету интересует его мнение прежде всего как юриста, Шахрай заметил: «Что бы я сейчас ни сказал, это все равно будет использовано в политических целях».
В Министерстве иностранных дел России, куда корреспондент обратился с просьбой прокомментировать ситуацию, ответили: «Может, что-то и будет, но не относительно заявления Лужкова, а вокруг ситуации, которая сложилась. Мы сейчас посмотрим – стоит это делать или нет. А пока нет никаких комментариев».