Как показал очередной опрос ФОМа, согласие Владимира Путина возглавить «Единую Россию» воспринимается большинством россиян позитивно: 59% опрошенных (а среди молодежи – 65%) одобрили это решение, и только 9% отнеслись к нему неодобрительно (прочие затруднились с ответом). Москвичи и респонденты с высшим образованием выражают критическое отношение к данному шагу чаще прочих (18 и 15% соответственно).
Участников опроса попросили аргументировать свои позиции. Отвечая на соответствующий открытый вопрос, респонденты, одобрившие данный шаг В.Путина, чаще всего говорили о своем доверии, симпатии к действующему президенту («надеюсь, верю Путину»; «нравится он мне» – 12% от всех опрошенных), об опыте и достижениях последнего в деле государственного управления («он уже опытный, все знает и умеет»; «как президент зарекомендовал себя хорошо» – 6%), о его деловых качествах («нравится как руководитель, решительный»; «он человек слова»; «человек толковый» – 6%). Некоторые просто надеются, что это решение принесет какие-то положительные результаты («почувствуем перемену в лучшую сторону»; «думаю, так будет лучше для всех нас» – 6%), полагают, что новая должность позволит В.Путину «продолжить свое дело» («будет дальше реализовывать свои планы» – 3%), радуются тому, что «Путин не исчезнет с политической арены»; «будет держать руку на пульсе» (2%).
Высказывалось и предположение, что под руководством В.Путина «Единая Россия» будет работать лучше, эффективнее («возможно, политика партии станет более целенаправленной»; «пусть выведет партию на нужную дорогу» – 5%). Одни вспоминали, что президент приложил руку к созданию партии («создавал эту партию, это его детище»; «Путин возглавил партию Путина» – 3%), другие подчеркивали, что «Путин с этой партией – единое целое» (2%).
Недовольные решением В.Путина говорили о своей неприязни к «Единой России», трактовали произошедшее как «политическое шоу», предполагали, что за шагом президента скрывается стремление сохранить как можно больше власти, выражали пожелание, чтобы он сосредоточился на функциях премьера и опасение, что В.Путин «будет распыляться между должностями», наконец, заявляли, что «чиновник такого уровня не должен принадлежать партии» (по 1% от всех опрошенных).
Если согласие В.Путина встать во главе единороссов было, как видим, воспринято большинством участников опроса с одобрением, то его решение не вступать при этом в партийные ряды россиян, кажется, озадачило: 62% респондентов затруднились выразить какое-либо отношение к данному факту. При этом 23% опрошенных заявили, что одобряют это решение президента. Однако более трети из их числа не смогли как-либо объяснить свою позицию, а прочие нередко высказывались в том смысле, что «Путин знает, что делает»; «ему виднее» (3%), подчеркивали, что это «его личное дело» (1%), или решительно заявляли: «нечего ему там делать»; «я бы тоже не вступила» (1%). Доводы тех, кто попытался действительно обосновать свою точку зрения, заключались в том, что «беспартийный человек более свободен в своих действиях, решениях»; «руки будут развязаны» (2%), что В.Путин де-факто является лидером партии – а значит, вступление в ее ряды ничего не изменит («все равно без его ведома ничего не предпримут»; «он ей и так управляет» – 2%), что политикам такого ранга вообще не следует состоять в партиях (1%).
Не одобрили решение В.Путина остаться вне партии, которую он согласился возглавить, 15% опрошенных. Объясняя свою реакцию, они по преимуществу характеризовали сложившуюся ситуацию как противоестественную, нелогичную: «интересно: не быть в организации и возглавлять ее, это как понимать?»; «это ненормально: возглавлять и не быть членом»; «это абсурд»; «это совсем нелогично, так не должно быть» (8%). Некоторые заподозрили, что В.Путин «не хочет нести ответственность, хочет в стороне быть» (1%).
Следует отметить, что согласие В.Путина встать во главе «Единой России» никоим образом не сказалось на электоральном рейтинге этой партии, который вот уже несколько месяцев колеблется в узком диапазоне: 52–54%. И в ходе опроса, проведенного после апрельского съезда единороссов, доля респондентов, заявивших о намерении проголосовать за них в случае проведения очередных парламентских выборов «в следующее воскресенье», составила 53% респондентов.
Такая «невосприимчивость» партийного рейтинга к известию о согласии действующего президента возглавить «Единую Россию» может показаться неожиданной только на первый взгляд. Эта партия давно и прочно ассоциируется с В.Путиным; электоральная капитализация его политической поддержки достигла высшей точки на прошлогодних выборах в Думу, когда президент возглавил партийный список, и сообщение о том, что теперь он будет возглавлять и саму партию, для рядового избирателя фактически ничего в этом плане не меняет. Кроме того, рейтинг «Единой России», надо полагать, вообще исчерпал потенциал роста – во всяком случае, до очередных общероссийских выборов: при весьма устойчивых электоратах КПРФ и ЛДПР (по данным последнего опроса – 10 и 8% соответственно) и примерно четверти россиян, решительно не намеренных участвовать в выборах либо не имеющих каких-либо электоральных предпочтений, расширение круга сторонников партии власти едва ли возможно.
Вместе с тем надо отметить, что сегодня репутация «Единой России» держится отнюдь не только на том, что она воспринимается как «партия Путина». Данные опроса свидетельствуют об этом вполне определенно. О положительном отношении к «Единой России» заявили 60% опрошенных, об отрицательном – 15%. В сравнении с последним опросом, когда перед респондентами ставился такой же вопрос – в феврале прошлого, 2007 года, – доля симпатизирующих партии выросла на 11 пунктов (доля испытывающих к ней антипатию сократилась на три пункта, заметно снизилась доля затрудняющихся с ответом).
Участников опроса попросили объяснить, почему они относятся к единороссам позитивно либо негативно. Симпатизирующие им нередко говорили, что эта партия «ассоциируется с Путиным» («это партия Путина»; «знаю Путина и доверяю ему» – 8% от всех опрошенных). Но практически такие же доли респондентов ссылались на результаты деятельности партии («по делам партии сужу»; «результаты налицо» – 7%) или просто констатировали: «нормальная партия»; «в принципе устраивает» (7%).
Показательно, что заметная часть респондентов объясняли свои симпатии к единороссам позитивными сдвигами в стране («жизнь стала спокойнее»; «лучше стало в стране» – 5%), «по умолчанию» отождествляя эту партию с властью как таковой. Одни солидаризировались с программными установками единороссов («это партия моих взглядов и убеждений»; «многообещающая программа» – 4%), другие говорили, что воспринимают их позитивно за неимением лучшего, «на безрыбье» («по сравнению с остальными»; «больше никому доверять нельзя»; «а других потому что нет» – 4%). Респонденты заявляли также, что им импонируют лидеры партии (3%), что «Единая Россия» заботится о народе (3%), что это партия власти (2%), способная изменить жизнь к лучшему (2%), пользующаяся широкой популярностью (2%) и т.д.
Относящиеся к единороссам отрицательно чаще всего обвиняют партию в бездеятельности («не вижу их работы»; «говорильня сплошная» – 3%), в ухудшении жизни в стране («потому что ничего хорошего, дорого все стало»; «живем все хуже» – 3%), аттестуют ее как «антинародную» силу («были приняты антинародные законы»; «это партия чиновников и олигархов»; «они воруют у народа» – 2%), как «будущую КПСС», монополизирующую власть в стране (2%), как партию, где «все заврались» (2%), и т.д.
Но в целом перевес позитивных суждений над негативными, как видим, весьма значителен. Следует добавить, что в сравнении с февралем 2007 года заметно – с 46 до 60% – выросла доля считающих, что «Единая Россия» оказывает сильное влияние на положение дел в стране (12% считают сейчас ее влияние слабым, 9% полагают, что она вообще не оказывает влияния), а также доля оценивающих это влияние как положительное: с 43 до 59% (считают ее влияние отрицательным 9% опрошенных). Наконец, сейчас 46% респондентов полагают, что цели этой партии соответствуют интересам таких людей, как они сами, и 28% – что не соответствуют, тогда как еще год с небольшим назад мнения по этому вопросу распределялись почти поровну: 35 и 31% соответственно. Таким образом, на протяжении политического цикла, включившего в себя парламентские и президентские выборы, единороссам удалось заметно скорректировать свой имидж, улучшить репутацию в глазах потенциальных избирателей.