На парад потратились, на ветеранах – сэкономили.
Фото Олега Ласточкина (НГ-фото)
Торжества по случаю Дня Победы, прошедшие в Москве и других городах России, оставляют двоякое впечатление. С одной стороны, впервые за всю постсоветскую эпоху новому главе государства, народу и международной общественности на военном параде, состоявшемся на главной площади страны, была показана боевая техника и авиация Вооруженных сил. Заметим, что аналогичные показы армейского железа, а также военных судов на парадах состоялись во всех военных округах и на флотах РФ. Хотя в основном это были старые, но принятые только сейчас разработки вооружений (времен СССР), впечатление они все же произвели не только на население страны, но и на иностранных наблюдателей, политологов, журналистов. Несложный анализ публикаций российских и зарубежных СМИ показывает, что в материалах на эту тему преобладает вывод: Россия по-прежнему обладает военной мощью и способна претендовать на звание мировой державы.
Между тем в российском обществе многие люди задаются вопросом: а насколько необходимо сейчас России бряцать оружием? Тем более что за два дня до этого к присяге приведен самый «мирный» президент страны, который и в армии-то не служил и главной целью в развитии государства он ставит решение гуманитарных проблем – правовых, социальных и т.п. Как бы предваряя ответ на этот вопрос, ВЦИОМ накануне майских победных торжеств провел опрос, согласно которому 70% россиян положительно относятся к возрождению традиции военных парадов с участием военной техники. Но обращает внимание, что все же 10% респондентов полагают, что время подобных военных демонстраций прошло, а 20% затруднились ответить. Если вспомнить, то начатая в начале 90-х годах перепланировка Красной площади исключала проведение военных парадов с участием военной техники. Утверждалось, что в эпоху прагматизма и капитализма это, мол, пережиток прошлого. И в цивилизованных странах такого давно нет. И вот в цивилизованной России возрождена традиция полномасштабных парадов. К чему бы это?
Вопрос риторический, и, конечно, ответа на него нет. Есть только факты, которые побуждают задавать новые вопросы. Скажем, уже ясно, что проведение парада потребовало вложения значительных средств на его организацию как со стороны Минобороны РФ, так и со стороны Кремля, правительства Москвы и т.п. Скажем, участие боевой техники на параде в столице потребовало срочного укрепления подземных сооружений Охотного Ряда, ремонтных работ в других районах Кремля, усиление отдельных сооружений и обустройство быта военных на Ходынском поле. Плюс деньги спланированы на устранение последствий движения тяжелой техники по улицам столицы. На все эти цели, по официальным данным и по самым грубым подсчетам, гражданскими властями целевым порядком выделено не менее 1,5 млрд. руб.
Но вот парадокс – в Минобороны РФ подобной статьи расходов не оказалось. Как заявила накануне проведения парада заместитель министра обороны России по финансово-экономической работе Любовь Куделина, «все затраты, которые были произведены на подготовку боевой техники, проведение тренировок в подмосковном поселке Алабино и на Красной площади столицы, проводились за счет воинских частей, учреждений Минобороны, Московского военного округа, Внутренних войск МВД России, Пограничной службы ФСБ РФ, МЧС и других силовых структур».
Сколько же конкретно на это в воинских частях, участвующих в парадах, выделено средств, Куделина не указывает. Замечает лишь, что целевым порядком осуществлялся для участников парада пошив новой формы одежды, которую разработал российский модельер Валентин Юдашкин. Столь расплывчатое заявление сделано, видимо, не случайно. Минобороны РФ не выгодно «светить» расходы на подготовку и проведение парадов в Москве и других городах РФ. По опыту прошлых лет и советского периода затраты на эти цели списывались на статью «боевая подготовка войск». А она на сегодняшний день в армии и на флоте самая проблемная.
По официальным данным Минобороны, на ее финансирование в 2008 году в масштабах всех Вооруженных сил (!) выделено всего около 1 млрд. 55 млн. руб. (статья 1916 Федерального закона «О бюджете РФ на 2008 год»), то есть меньше того, что правительство Москвы выделило на организацию и проведение парада в столице. (Хотя в прошлые годы в ВС РФ на боевую подготовку тратилось в четыре раза меньше.) Между тем, по самой грубой прикидке, одни только расходы на ГСМ, обслуживание и эксплуатацию техники для участников парада и тренировок в Москве и в подмосковном Алабине обошлись в сумму не менее 600 млн. руб. А это тоже как минимум (расход дизельного топлива танка Т-90 на 1 км пробега – минимум 3 литра, другой бронетехники – от 3 до 6 литров, час работы военного вертолета стоит не менее 1 млн. руб., боевого самолета – от 2 до 5 млн.). В параде участвовало 111 единиц бронетехники и 32 единицы летательных аппаратов. Ежедневно на тренировках в течение последнего месяца бронетехника проезжала как минимум 10 км. А самолеты и вертолеты в воздухе были не менее одного часа. Это только по параду в Москве. Однако в шести военных округах и четырех флотах ВС РФ также организовывались парады с участием военной техники и военных судов. И суммы на эти цели сравнимы с теми, что потрачены на парад в Москве.
Прежнее руководство страны да и нового президента РФ Дмитрия Медведева трудно упрекнуть в излишней склонности к милитаризации. В ближайшие годы Россия не будет тратить на оборону более 2,7% ВВП. Хотя в нашем государстве кое у кого давно уже устоялось мнение, что много денег для укрепления обороны не бывает. Вот и получается, что на проведение парада израсходован почти весь лимит средств, отведенных на боевую подготовку в масштабах страны. Но выиграла ли от этого наша национальная оборона?
Заметим: государство, не пожалевшее денег на парад, самым постыдным образом обделило его героев. Ветераны, число которых с прошлого года сократилось на 350 тысяч человек (сегодня их меньше миллиона, по данным Минздавсоцразвития – 855 171 человек), бонусов не дождались. Оказывается, единовременные выплаты положены им только к юбилейным датам. И сегодня власти из последних сил готовятся произвести таковые к 2010 году. Впрочем, участники войны вряд ли значительно обременят казну: в результате естественной убыли эта категория населения грозит сократиться через пару лет на три четверти.