В понедельник в Москве, в Горбачев-Фонде, прошел круглый стол «Судьбы демократического движения в России. Российская интеллигенция перед вызовами времени». На фоне общих стенаний о том, что делать дальше демократической оппозиции, порядочной сенсацией прозвучал доклад представителя Фонда Карнеги политолога Андрея Рябова. В нем и в последовавшей затем дискуссии Рябов прямо назвал одной из основных причин тотального неуспеха оппозиции финансирование правых партий и движений олигархами.
По мнению Рябова, главным врагом демократии являются вовсе не чиновники и бюрократы, а скорее представители крупного бизнеса, публично поддерживающие демократию, но в то же время активно тормозящие ее реальное развитие.
Как считает докладчик, переломный момент для отечественных олигархов наступил в мае 2000 года, когда президент страны встретился с представителями крупного бизнеса. Тогда власть четко дала понять, что готова пойти на определенные преференции для бизнеса, если бизнесмены, в свою очередь, не будут пытаться лезть в политическую жизнь страны. Те поняли президента по-своему и решили, что теперь они будут играть в ту же игру, но по другим правилам, договариваясь с властью по-тихому. «Когда начался процесс демократизации в стране, люди неправильно поняли, что такое демократия вообще. Не хватало многих структурных факторов, чувствовалось недопонимание правил игры, а что самое главное, многие восприняли демократию как способ улучшить свое благосостояние. В результате понятие «демократия» окончательно стало использоваться как некий инструмент достижения своих конкретных материальных благ, а исконные для любой демократии демократические ценности отошли на второй, а то и третий план», – заявил на круглом столе Андрей Рябов.
По мнению эксперта, демократия в России не превратилась в независимую от политической конъюнктуры систему ценностей. Носители так называемого либерализма оставались чуждыми и непонятными основной массе населения. Затем и произошло непоправимое: либералов начали спонсировать быстро разбогатевшие олигархи, что привело к неизбежному использованию демократической оппозиции в собственных, далеких от общественных интересов целях политической «страховки». Действуя по принципу «не класть все яйца в одну корзину», многие крупные ФПГ довольно долго финансировали правых, используя их в своих интересах как на уровне GR-отношений, так и на международном уровне.
Как отметили на круглом столе эксперты, финансирование крупным бизнесом оппозиции, в том числе и радикалов в лице «Другой России», дает заказчикам возможность быстро сделать себе хороший имидж в глазах Запада. Оплачивая за кадром скромные потребности либерал-радикалов, крупные ФПГ имеют хорошие шансы быть доброжелательно принятыми в Сенате и Конгрессе США, играя на своей приверженности к поддержке демократических ценностей и получая взамен неограниченные лоббистские возможности. В качестве примера на круглом столе называлась «Альфа-групп» Михаила Фридмана, известного давними симпатиями к партии «Яблоко» и при этом создавшего с британской государственной компанией «Бритиш Петролеум» крупнейшую нефтяную компанию ТНК-ВР. При этом ТНК-BP совершенно спокойно работает в постоянном режиме над всеми проектами совместно с американской нефтесервисной компанией Halliburton, контроль над которой традиционно приписывают вице-президенту США Дику Чейни. А давний партнер «Альфа-групп» Лен Блаватник (акционер группы Access) открыто финансирует американских политиков, выделяя десятки тысяч долларов на пожертвования как демократам, так и республиканцам.
Выслушав экспертов, один из лидеров СПС Борис Надеждин в сердцах даже высказался: «Нас цинично использовали». На вопрос о будущем демократов как политической силы Рябов ответил так: «Сейчас понятно, что мы и дальше будем идти демократическим путем. Другой вопрос, как. Тут мнения разделились. Одни говорят, что нужен быстрый и резкий рывок, другие, в том числе и я, выступают за плавное и постепенное выруливание из кризиса. Приверженцев второго пути развития намного больше. Среди них люди, которым есть что терять и которые не хотят допускать в этой стране революций или каких-либо еще силовых методов внедрения политического строя».