Вчера в Общественной палате состоялась презентация рейтинга подготовленности российских регионов к муниципальной реформе. В число «критических» вошли субъекты с сильными губернаторами. Однако, по мнению авторов исследования, главное препятствие на пути реформы – размытость позиции федеральной власти.
Интерес экспертов к проблемам МСУ не случаен – с 1 января 2009 года вступит в действие закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в российских регионах». Между тем шанс, что муниципальная реформа в очередной раз забуксует и будет свернута, велик. По мнению директора Центра политической конъюнктуры России Михаила Виноградова, тема МСУ должна войти в пятерку ключевых проблем, которые обсуждаются в мае – рубежном месяце для российской власти. В противном случае, полагает эксперт, существенно возрастут политические риски во втором полугодии 2008 года, когда усилятся противоречия между региональными и местными властями. Проблема МСУ является ключевой, потому что в нее упираются другие – к примеру, коррупция. «Сегодня есть ожидание антикоррупционной кампании, – отмечает Виноградов. – Но без понимания того, как работает некая параллельная экономика вокруг муниципалитетов, реальную войну с коррупцией вести невозможно». «Так, как есть сейчас, дальше быть не может, – полагает председатель комиссии по местному самоуправлению и жилищной политике Общественной палаты Леонид Давыдов. – Если мы в новом политическом цикле нормально не заверившим эту реформу, вопрос встанет на повестке дня следующих федеральных выборов».
Нынешний статус муниципальной реформы – это «нелюбимое детище, которое забыли отменить», признали эксперты. Разработанная еще в 2002 году под руководством замглавы президентской администрации Дмитрия Козака реформа подверглась существенной ревизии после того, как Козак сменил место работы и стал президентским полпредом в ЮФО. Возникшей паузой воспользовался Минфин, чтобы сохранить прежнюю систему межбюджетных отношений, не дающих финансовую независимость органам самоуправления. В 2005–2006 годах началось масштабное наступление на органы самоуправления, что привело к отмене выборов глав МСУ и ограничению муниципалитетов в праве землеотвода. Пик пришелся на 2007 год – статус МСУ резко понизился после волны арестов мэров. О фактически похороненной реформе вновь заговорили в 2008 году в связи с активной деятельностью Козака на посту главы Минрегионразвития.
Авторы рейтинга предупредили, что на суд широкой общественности вынесен первый этап исследования, охвативший лишь половину российских регионов. В число передовых субъектов, демонстрирующих готовность следовать муниципальной реформе, вошли Пермский край, Вологодская, Костромская и Новосибирская области. «В Пермском крае сбываются мечты всех муниципалов», – пошутил Давыдов. В свою очередь, Виноградов подчеркнул: показательными стали регионы Сибири, «где удалось избежать всего того, что есть в Центре». Впрочем, эксперты попытались выявить не «общую температуру по больнице», а указать на самые проблемные субъекты. Ими стали Краснодарский край, а также Калининградская и Московская области – регионы, где сильная губернаторская власть мешает полноценному развитию органов МСУ. Москва, Санкт-Петербург, Чечня и ряд других регионов остались за пределами рейтинга в силу отсутствия у экспертов «вменяемой оценки». Как пояснил Виноградов, «живя в Москве, муниципальную реформу можно просто не заметить». «Сейчас для власти момент довольно нервный, – не скрывал «корыстных» интересов авторов рейтинга Давыдов. – Привлечение внимания к тем регионам, которые попали в низ «турнирной таблицы», может подвигнуть их начальников на какой-нибудь нетривиальный шаг».
Главное препятствие на пути реформы МСУ, как следует из доклада, – размытость позиции федеральной власти. По мнению экспертов, отсутствие магистральных ориентиров может привести к тому, что реформа не ознаменуется успехом. «Власти попросту нарежут «квадратики» МСУ, однако до реального пересмотра межбюджетных отношений дело не дойдет», – опасается Виноградов. Отрешенность, царящая сегодня на федеральном уровне, позволяет региональным администрациям выстраивать муниципалитеты под себя. Велик соблазн продлить вертикаль власти до конца. Однако в этом случае термин «самоуправление» превратится в красивую вывеску и потеряет всякий смысл.
«В конце 2008 года заканчивается переходный период, после которого закон должен вступить в полном объеме, – отмечает политолог Александр Кынев. – Во многих регионах власти делали все, чтобы выхолостить процесс местного самоуправления. В законе предусмотрена двухуровневая система полномочий, однако по факту все полномочия сохраняются за региональной властью». Эксперт не исключает, что со стороны региональных функционеров будут предприняты попытки еще раз продлить переходный период и отсрочить вступление в силу закона об МСУ.