0
1249
Газета Политика Интернет-версия

29.04.2008 00:00:00

Партийно-правительственный призрак

Тэги: путин, правительство


путин, правительство Морозов, первым заявивший о необходимости партийного кабинета министров, уверен, что проект по сути уже реализован.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)

Не успел отгреметь съезд «Единой России», в кулуарах которого первый вице-спикер Государственной Думы Олег Морозов заявил о скором создании в стране партийного правительства, как появилась информация о разработке соответствующего законопроекта. По словам источника «НГ» в нижней палате, этим занимается думский комитет по конституционному законодательству и госстроительству. Реакция первого замглавы комитета Александра Москальца на звонок «НГ» оказалась крайне нервной, что лишний раз доказывало: сведения, полученные газетой, – не миф. Информацию о готовящемся документе Москалец не подтвердил, но и не опроверг. Если этот проект будет реализован в той или иной форме, ускорится трансформация России из президентской республики в парламентскую.

Автор-отказник

Напомним, что на недавнем съезде Морозов обмолвился: «В течение четырех лет мы придем к тому, что правительство будет партийным». А вчера в беседе с корреспондентом «НГ» он сообщил, что «де-факто партийное правительство уже состоялось». И при этом допустил, что «в профильном кабинете какая-то работа ведется». Правда, заметил парламентарий, «специальных решений по таким законодательным инициативам на уровне партийного руководства не принималось». На его взгляд, «в данный момент специального закона на этот счет не требуется, а жизнь покажет – нужны ли дополнительные законодательные инструментарии для того, чтобы эта практика была закреплена или получила развитие».

Для реализации курса на партийный кабинет, замечает Морозов, совершенно не обязательно наделять министров партбилетами: «Здесь принципиально важно, какой курс проводит это правительство и как этот курс сопрягается с позицией партии, являющейся партией парламентского большинства. В данный момент это будут вещи, между собой коррелирующиеся. Поэтому никто из членов правительства, имеет он партбилет, не имеет ли он его, не сможет навязывать курс, который как-то будет выпадать из этой конструкции. Это совершенно очевидно».

«НГ» поинтересовалась у Александра Москальца: готовится ли в его комитете документ, касающийся проблем партийного правительства или иной формы партизации кабинета министров? «На вопрос я вам ответить не могу, – сообщил депутат. – Вы выводите меня в режим так или иначе какого-то ответа... Откуда у вас эта информация, могу я узнать?.. Мы не должны в правительстве иметь лиц без гражданства и иностранных граждан – это наша задача. А остальное разве запрещено?»

Давняя мечта

Панический страх Москальца перед затронутой темой был непонятен. Заметим: партийное правительство – это давняя мечта единороссов, которая то уже почти приближалась к своему осуществлению, то вовсе умирала. Виновниками ее взлетов и падений были президент Владимир Путин и его администрация. Они то воодушевляли «Единую Россию» усиленно мечтать о своем правительстве, то объясняли ей, что партии надо подрасти, укрепиться и обрести собственное идеологическое лицо. И только потом думать о влиянии на формирование исполнительной власти федерального уровня.

«Единая Россия» заговорила о партийном правительстве еще в 2001 году. Тогдашний простой вице-спикер, а ныне первый – Олег Морозов – всегда был сторонником и, главное, глашатаем этой идеи. Правда, радикальных решений типа изменения Конституции он никогда не предлагал, выступая за постепенное продвижение к партийному кабинету министров. Поэтому в 2002-м он выступил с поправкой к закону о правительстве, разрешающей министрам занимать в партиях руководящие должности. Однако в Кремле сочли инициативу несвоевременной, так что единороссам пришлось ждать два года для того, чтобы снова к ней вернуться. Под конец 2004 года высокопоставленным руководителям исполнительной власти одновременно состоять в партийных лидерах наконец было позволено. Но к этому времени медведи уже хотели большего, и их аппетиты поначалу вроде бы даже находили понимание за Кремлевской стеной.

Ведь еще в мае 2004 года Владимир Путин в своем очередном послании Федеральному собранию заявил, что он «поддерживает курс на усиление роли партий в общественной жизни» и считает, что в стране можно было бы «сформировать профессиональное эффективное правительство, опирающееся на парламентское большинство». Президент не просто произнес красивые слова, он начал претворять в жизнь свою точку зрения. Осенью 2005 года Путин внес в Думу проект, разрешающий партии, победившей на региональных выборах, предлагать президенту кандидатуру на должность областного руководителя. При обсуждении документа единороссы приоткрыли карты: Морозов сообщил, что партия собирается предложить создание подобного же механизма и на федеральном уровне – только в отношении премьера.

К тому времени в Думу был внесен законопроект, устанавливающий, что кандидатура председателя правительства вносится президентом РФ «после консультаций с фракцией политической партии, имеющей в своем составе большинство депутатов Госдумы». Проект предложил единоросс Андрей Климов, близкий к Морозову человек, работавший тогда его замом во внутрифракционной группе ЕР. Климов в своем проекте записал и право думского большинства предлагать президенту своего кандидата в премьеры. Заметим, что этот законопроект до сих пор значится в компьютерной базе нижней палаты и никто его пока ни отклонять, ни отзывать, кажется, не намерен.

В 2005 году вопрос о партийном правительстве «Единая Россия» даже хотела обсудить на своем ноябрьском VI съезде в Красноярске. Во всяком случае, это в предсъездовские дни наперебой обещали и тот же Морозов, и даже сам Борис Грызлов. Однако настоящего обсуждения не получилось. И вот уже в начале 2006-го на пресс-конференции по итогам года Путин заявил, что партийное правительство – «это предмет рассмотрения будущих поколений». Потому что еще не сформированы устойчивые общенациональные партии, да и вообще на современном этапе России без крепкой президентской власти пока не обойтись.

Единороссы тут же повернули вместе с генеральной линией на положенное число градусов и заговорили уже о «партизации правительства». Но постепенно и эти разговоры стали сходить на нет, особенно после заявлений осенью 2006 года замруководителя администрации президента Владислава Суркова. Он похвалил ЕР за хорошую работу на региональном уровне и, в частности, за правильное понимание своей роли в выдвижении президентом кандидатов в губернаторы, которых затем фракции единороссов в местных парламентах единогласно утверждают. «Я думаю, что на региональном уровне этот эксперимент заслуживает поддержки, но спешить с его быстрым переносом на федеральный уровень пока не стоит» – так окончательно вроде бы похоронил мечту «Единой России» ее куратор.

О ней в партии продолжал вспоминать, по сути дела, только один человек – член ее высшего совета и президент Татарстана Минтимер Шаймиев. В конце 2006 – начале 2007 года он произнес несколько серьезных фраз. «Если мы хотим создать в стране реальную многопартийность, надо хотя бы однажды сформировать свое партийное правительство». «Партия, которая не формирует правительство, не до конца отвечает за благополучие страны». Так говорил Шаймиев в различных интервью и делал однозначный вывод: «Единая Россия», – реальная политическая сила, нас надо испытать на деле. А если единороссы не справятся, пусть придет другая партия и создаст свой кабинет». Но потом и Шаймиев замолчал – как теперь понятно, неспроста. Судя по всему, именно в начале прошлого года в Кремле началась реальная работа по тому сценарию, который мы сейчас наблюдаем. Ведь Владимир Путин, как всем известно, подсказок не терпит и чуть ли не специально поступает наоборот. Ну и, конечно, все самые правильные и эффективные решения он придумывает сам и обязательно лично их оглашает. Что объясняет табу, явно наложенное на обсуждение проблемы единороссами. Но не отменяет практической работы по реализации амбициозного проекта.


Александр Москалец: «Откуда у вас эта информация, могу я узнать?»
Фото Бориса Бабанова (НГ-фото)

Нужна правка Конституции

Приход Путина на должность премьера и одновременно на пост лидера партии практически означает введение партийного правительства де-факто. Однако, уверен политолог Александр Кынев, «было бы логично, чтобы это все носило форму поправок в Конституцию, поскольку отдельный закон на эту тему будет противоречить Основному закону. Расширение полномочий парламента – это нормальная вещь. Как раз отсутствие нормальной партийной системы заключается в том, что парламентаризм у нас, мягко говоря, является усеченным». Усеченность российского парламентаризма эксперт видит в том, что Федеральное собрание фактически никак не влияет на кадровые решения. Которые, замечает эксперт, принимаются в рамках исполнительной власти, исходя из ее собственных приоритетов: «Поэтому теоретически в законе это прописать можно, но если по какой-то причине возникнет конфликт, а Конституция останется неизменной, то крайне сомнительно, что с помощью закона можно будет стороны конфликта обязать соблюдать договоренности».

Пока парламент не влияет на формирование исполнительной власти, считает Кынев, невозможно говорить о том, что есть какие-то реальные стимулы для создания реальных партий: «Не имеет смысла существование партий, если они не влияют ни на что... Это превращается просто в борьбу за мандаты, в реализацию честолюбивых амбиций конкретных людей».

«В любом случае – я ничего не говорил»

Вчера депутат Государственной Думы Александр Москалец, полчаса проговоривший с корреспондентом «НГ» по вопросам партийного правительства, в конце беседы запретил печатать его комментарий и обвинил «НГ» в политической провокации. Он так и сказал: «В вашем вопросе заложена политическая провокация». После чего попытался дезавуировать свой комментарий: «В любом случае – я ничего не говорил. И ни одного слова со ссылкой на мой разговор вы не имеете права опубликовать. Потому что тогда газета будет в очень нехорошем состоянии. Автор не берет на себя авторства. Вы должны взять у меня согласие... Потом, если какие-то вопросы будут, я в любом случае скажу – я предупреждал...»

Такой формат общения с прессой показался корреспонденту «НГ» весьма экзотическим. Обращение к Москальцу носило официальный характер и касалось важнейших проблем государственного строительства. По закону о СМИ народные избранники обязаны информировать избирателей – через прессу – о своей позиции. Заметим: отсутствие таковой – тоже своего рода позиция. А попытка запугать представителя СМИ выглядит по меньшей мере странной.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
697
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
783
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
475
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
574

Другие новости