Вчера избранный президент Дмитрий Медведев провел совместное заседание попечительских советов Сибирского и Южного федеральных университетов. Ректоры недавно образованных вузов доказывали правильность тактики укрупнения, однако делали это крайне неубедительно.
«В России действует порядка 3000 высших образовательных учреждений и филиалов», – напомнил Медведев, открывая заседание. Огромное количество вузов, по мнению главы государства, приводит к девальвации образовательного уровня: «В некоторые университеты стыдно заходить, а еще более стыдно показывать диплом этого университета. При приеме на работу это – как волчий билет». Для того чтобы исправить положение, еще в 2006 году было решено образовать два вуза – СФУ и ЮФУ – путем слияния других унивеситетов. Причем Медведев сразу поставил перед руководителями вузов амбициозную задачу – войти в сотню лучших университетов мира. На вчерашнем мероприятии в Кремле он потребовал от ректоров не сухих отчетов по количеству введенных в строй аудиторий, а более откровенного разговора. В частности, сообщений о том, какая часть образовательных программ к 2015 году может получить международную аккредитацию.
Выступления ректоров превратились в настоящую драму. Глава СФУ Евгений Ваганов неосторожно начал с рассказов о введении в строй новых лабораторных помещений и «снижения звонковой нагрузки». Вспомнив о международном аспекте, он сообщил, что действующий в СФУ суперкомпьютер занял 53-е место в рейтинге суперкомпьютеров мира. Медведев поинтересовался, какие подвижки наблюдаются в сфере научно-исследовательских разработок. «Наши химики обогнали всех, – с гордостью доложил Ваганов. – Они просто включили новые приборы и сразу получили зарубежные гранты». Главу государства такой ответ не удовлетворил, и он потребовал, чтобы объемы разработок «серьезно» возросли. Камнем преткновения для ректора СФУ стала проблема финансов. «Зарплата преподавателей – что с ней происходит?» – спросил Медведев. Ректор замялся и ответил, что «стратегического решения» пока нет и сотрудники получают «только то, что вуз имеет из бюджета». «Очень важно, чтобы средняя зарплата возрастала и в СФУ было работать привлекательно, – напомнил избранный президент. – Если мы этого не добьемся, то мы зря все делаем». Медведев продолжил пытку ректора: «Созданы ли в СФУ эндаументы – фонды целевого капитала? Сколько там уже денег?» – «Мы специально не инициировали наполнение фонда до этого совещания», – ответил Ваганов и вызвал недоумение на лицах попечителей вуза. В голосе Медведева прозвучал металл: «Коллеги, надо быстрее все делать и двигаться дальше». – «Хорошо», – понуро проговорил Ваганов и покинул трибуну.
Ректор ЮФУ Владислав Захаревич попытался обойти рифы, на которые напоролся его коллега, и сразу начал с международных достижений своего вуза. Он сообщил, что 30 программ ЮФУ прошли аккредитацию в американском агентстве. «С нашим дипломом человеку не нужно ничего доказывать, он может идти туда, куда пожелает», – гордо заявил Захаревич. После серии уточняющих вопросов выяснилось, что аккредитацию получили программы, стартовавшие еще до создания ЮФУ. Финансовое положение вуза, несмотря на бюджетное финансирование, остается тяжелым, признал ректор: «Нам говорят – вам уже дали 10 миллиардов, уходите и не просите больше. То, что у вас общежитий не хватает, нас это не волнует». – «Кто говорит? – перебил Медведев. – Вы называйте конкретно». – «Мне бы не хотелось этого говорить», – смутился ректор. «Лучше скажите, – настаивал Медведев. – Чьи это сотрудники? У нас здесь три министра. С Фурсенко есть проблемы?» – «Есть», – признался ректор. «С МЭРТом есть проблемы?» – «Есть», – вновь проговорил Захаревич. «С Дмитрием Козаком есть проблемы?» – «Нет, но после этого совещания точно будут», – потерянно ответил глава ЮФУ.
Несмотря на явно неудовлетворительный итог первого этапа укрупнения вузов, Медведев дал понять, что эксперимент будет продолжен. По словам избранного президента, уже подготовлен пакет документов, предусматривающих создание очередных федеральных университетов, которые будут конкурировать с СФУ и ЮФУ. Медведев посоветовал ректорам не расслабляться: «Сегодня работа вузов сопровождается государственной поддержкой и вниманием, но эта радость свалилась не навсегда. Вам нужно будет доказать, что все это не случайно. В противном случае можно будет не только попасть в соответствующие элитные списки, но и вылететь из них».