Миронов переводит стрелки – возможно, ему окажется по пути с коммунистами.
Фото Сергея Приходько (НГ-фото)
Завтра «Справедливая Россия» соберется на очередной форум. Что символично – в Государственном Кремлевском дворце. А вчера лидеры эсэров почти синхронно сделали знаковые заявления. Партия отреклась от демонстрации оппозиционности, ее флаг из красного превратился в золотистый. Между тем, как стало известно «НГ», в центре обсуждения на съезде парадоксальным образом может оказаться вопрос слияния СР с КПРФ. Обе структуры сегодня находятся в незавидном положении: эсэры – после решения Путина возглавить ЕР, а коммунисты – после неудачной избирательной кампании, где они собрали меньше голосов, чем рассчитывали.
«Чтобы не путали!»
Спикер Совета Федерации Сергей Миронов сообщил вчера журналистам, что на съезде будут внесены изменения в устав партии и в состав ее руководства. И что партийный стяг лишается красных тонов. Золото, которым сделана надпись на флаге, останется и даже расползется по доброй трети полотнища. По соседству с желтым и бежевым. Вся эта безвкусица отныне станет визитной карточкой «Справедливой России». Причина мимикрии одна. «Как только мы поднимаем этот флаг, значит, бабушки и дедушки приходят, говорят: «Так, КПРФ тут митингует», – сетует спикер. – То есть нас просто путали, мы не хотим, чтобы нас путали». По золоту партийной эмблемы, допустил Миронов, запорхают ласточки. Впрочем, над этим отдельно предстоит подумать делегатам пятничного съезда. Пока ласточки не в законе. Официально утверждено только изменение цвета флага.
Поправки в устав партийного лейбла не поменяют. Видимо, внутреннее противостояние Партии жизни и Партии пенсионеров закончилось ничьей: известны попытки лидера исключить из названия упоминание о соратниках. Однажды Миронов предложил ввернуть туда словечко «социалистический», а потом долго и не слишком убедительно доказывал, что пошутил.
Пересмотрел Сергей Миронов не только отношение к цвету партийного знамени. Вчера он сообщил, что закон об оппозиции, о котором время от времени начинают поговаривать в неединороссовских подразделениях Думы, следует считать документом, просто регулирующим права и обязанности парламентских фракций. «Я, например, не считаю КПРФ оппозиционной партией. ЛДПР – это филиал «Единой России». Должны быть гарантии того, что представители народа смогут донести до избирателей свою информацию через СМИ, в том числе через депутатские запросы, участие в парламентских комитетах», – отметил Миронов. При этом главное осталось непонятным. То ли он считает оппозицией только свою структуру в отличие от коллег-приспособленцев, о которых, впрочем, готов позаботиться. То ли ему слово «оппозиция» противно в принципе.
В остальном Миронов не слишком распространялся насчет повестки съезда. Однако, как стало известно «НГ», там будет обсуждаться – возможно, в закрытом режиме – будущее объединение эсэров, как ни парадоксально это звучит в свете демонстрируемого «размежевания», с коммунистами. Как сообщил «НГ» источник в Думе, сейчас обсуждается вопрос о лидере будущей объединенной структуры. Ни один из нынешних пока не готов «поступиться принципами».
Интрига до конца!
Вчера же Александр Бабаков на брифинге специально подчеркнул: он считает некорректным рассказывать о съезде больше, чем позволил себе партийный лидер. «Как это будет выглядеть, если глава партии не стал раскрывать подробностей, а секретарь президиума центрального совета через час их разболтал» – таким образом Бабаков ушел от конкретных ответов. Как стало известно «НГ», у Бабакова вчера была встреча с Мироновым – прямо перед пресс-конференцией последнего. Судя по всему, итогом встречи Миронова и Бабакова и стала демонстративная неразговорчивость последнего. И это при том, что Бабаков не скрывал: о предстоящих партии структурных и кадровых изменениях он знает все мельчайшие подробности. И на ехидный вопрос, а переизберут ли Миронова, Бабаков уверенно, но одновременно с какой-то двусмысленной усмешкой несколько раз повторил: «Сергей Михайлович – наш безусловный лидер».
Между тем, например, первый заместитель главы думского комитета по конституционному законодательству Александр Москалец на днях на прямой вопрос корреспондента «НГ», возможно ли создание в Думе коалиции единороссов и эсэров, дал такой же прямой ответ: «Возможно, но только без Миронова». Понятное дело, что «НГ» попыталась выяснить у депутата максимум подробностей той информации, которой он явно владеет. Однако Москалец – крепкий орешек, и больше того, что можно, из него выпытать не удалось. Правда, он все-таки назвал примерный срок ухода Миронова на «такую должность, где он наконец сможет себя проявить». По его словам, это произойдет после подвижек в правительстве в конце мая.
Между тем политологи не видят причин для удаления из партии Миронова. По словам заместителя генерального директора Центра политических технологий Алексея Макаркина, у Миронова больше связей с Кремлем, чем у Бабакова. А корректировку политического курса партии, связанную с отказом от демонстрации оппозиционности, он объясняет «сложным положением, в которое попал Миронов после того, как Владимир Путин возглавил «Единую Россию»: кому теперь оппонировать? Путину? Да и избиратель у Миронова – не коммунистический. Ему чужды уличные протесты и красные флаги – важнее способность партии продвигать через Думу нужные законопроекты. А каким способом – ему, избирателю, безразлично».
Заметим, однако: при всех различиях в составе электората обеих партий, объединение вовсе не выглядит утопией. Поскольку главные конструкторы отечественного партийно-политического пространства оперируют совсем другими соображениями.