Внимание западной общественности вновь привлек Северный Кавказ. Сегодня завершается трехдневный визит в Чечню комиссара Совета Европы по правам человека Томаса Хаммерберга. В республике он уже побывал чуть более года назад и тогда выявил факты пыток и издевательств над заключенными.
Нынешний визит Томаса Хаммерберга можно назвать знаковым, поскольку год назад президент Чечни Рамзан Кадыров заверил комиссара, что «в республике не будет ни одного факта похищения людей или нарушения прав человека правоохранительными органами». И вот европейский правозащитник прибыл, чтобы посмотреть, как слова главы Чечни претворяются в конкретные дела. При этом наблюдатели заметили, что в ходе нынешнего визита правозащитника в Чечню нашумевший конфликт между представителями различных силовых структур и местной милицией, а также факты, связанные с убийствами мирных граждан и действиями боевиков, Томаса Хаммерберга интересовали мало.
Хаммерберг заявил, что цель его приезда в Чечню – встретиться не только с чеченским руководством, но и с простыми гражданами, чтобы «объективно оценить здесь ситуацию». Комиссар посетил ряд школ, больниц, интернатов и других социальных учреждений.
И, конечно, главной темой для правозащитника стала судьба без вести пропавших людей. Хаммерберг побывал во втором Оперативно-разыскном бюро МВД РФ по Южному федеральному округу и встретился с начальником ОРБ-2 Исой Сургуевым. Тот сообщил комиссару: за последние девять месяцев «учреждение было максимально открыто для правозащитных организаций и журналистов, как местных, так и федеральных». По итогам встречи комиссар ЕС заявил: «Я пообщался с заключенными и понял, что по отношению к ним не применяется никакого насилия сотрудниками правопорядка».
Кроме того, Томас Хаммерберг пообещал, что Совет Европы окажет содействие властям Чечни в открытии лаборатории по эксгумации и идентификации тел. Речь об открытии подобной лаборатории ведется давно. По данным омбудсмена Чечни Нурди Нухажиева, за время двух военных кампаний в Чечне без вести пропали около 4500 человек. Согласно информации правозащитного центра «Мемориал», только с 2002-го по осень 2006 года в республике бесследно исчезли 1046 человек. Сотрудники «Мемориала» подчеркивают, что их деятельность охватывает не более 25–30% территории Чечни.
Сегодня эксгумацией и идентификацией тел предметно занимаются только в Министерстве обороны РФ. Однако Минобороны ищет в основном пропавших без вести военнослужащих (по официальным данным, на территории Чечни в 1999–2008 годах исчезли более 30 человек). Для поиска гражданских лиц сейчас никакой госструктуры в РФ нет. Нурди Нухажиев обратился к Томасу Хаммербергу с просьбой посодействовать в создании в Чечне федеральной комиссии по розыску без вести пропавших (похищенных) людей. «Необходимость такой комиссии была доведена до сведения президента РФ, руководителей Госдумы и Совета Федерации, руководителей правоохранительных органов РФ, и в настоящее время мы рассчитываем, что на встрече с руководством страны вы поддержите нашу инициативу», – подчеркнул Нухажиев.