Итоги съезда «Единой России» окажут влияние на всю политическую систему страны. Аналитики считают, что Россия вступила в новый этап политических реформ.
После 7 мая – в этот день истекает срок полномочий Владимира Владимировича Путина на президентском посту и на него заступает Дмитрий Анатольевич Медведев – действующий президент станет одновременно премьер-министром страны, что он подтвердил на съезде «Единой России», и председателем крупнейшей партии. А Дмитрий Медведев, поблагодарив за предложение вступить в партию и за поддержку на выборах, сказал о «Единой России»: «Это партия моих единомышленников, идеологически очень близкая мне партия».
Очевидно, что самим фактом участия в съезде Дмитрий Медведев дал понять: опираться в своей президентской деятельности он будет именно на ЕР. «Невступление» же избранного президента в ряды ЕР гендиректор Института политических и экономических коммуникаций, политолог Дмитрий Орлов прокомментировал так: «Кстати, Дмитрий Медведев, назвав «Единую Россию» партией единомышленников, заметил, что его непосредственное участие в ее деятельности преждевременно, но только пока, заметьте, пока, на что мало кто обратил внимание».
Таким образом, после 7 мая мы получим принципиально новую конструкцию российской власти, в которой новый президент опирается на «Единую Россию», действующий президент занимает должность председателя партии и премьер-министра одновременно, а сама «Единая Россия» имеет: а) стабильный рейтинг в 53%, б) конституционное большинство в нижней палате парламента страны и в) контролирует почти все парламенты регионов.
«Путин соединил в своей будущей работе две важнейшие статусные политические позиции – премьер-министра и лидера ведущей партии. То есть ключевые позиции в исполнительной и законодательной власти страны, – комментирует главный редактор журнала «Политический класс» Виталий Третьяков. – Ведь «Единая Россия» по результатам последних выборов имеет абсолютное парламентское большинство. Это очень жесткая политическая конструкция, которая гарантирует стабильную реализацию того курса, который принято называть курсом Путина. А поскольку курс этот успешный и его поддерживает большинство населения, что подтвердили опять же результаты последних парламентских и президентских выборов, такое развитие событий можно только приветствовать».
«Партизация политической системы, о которой мы много говорим, на съезде «Единой России» обрела зримое воплощение, – добавляет Дмитрий Орлов. – Это логичное продолжение процесса и результатов последних парламентских и президентских выборов. Премьер, который будет опираться на парламентское большинство (именно опираться, а не возглавлять правительство парламентского большинства), при этом он же лидер парламентской партии – такая конструкция, с одной стороны, отвечает нашим традициям, с другой – это нормальная ситуация для стран с устойчивыми демократическими режимами. Думаю, это будет эффективная модель».
«На съезде «Единой России», теперь уже окончательно, решена «Проблема-2008». То есть проблема преемственности и стабильности власти, которая совсем недавно многим казалась неразрешимой, – подтверждает завкафедрой общей политологии Высшей школы экономики Леонид Поляков. – То есть в обозримом будущем политическая ситуация в России будет предсказуемой, а значит, появится возможность спокойно реализовывать стратегию развития страны».
И если задачи, стоящие перед президентом Дмитрием Медведевым и премьер-министром Владимиром Путиным в этом смысле ясны, то, как ни странно, с ролью «Единой России» в деле реализации «Стратегии-2020» остаются вопросы. Очевидно, что партия, еще больше укрепившая свои позиции, не будет ограничиваться только функциями крупнейшей фракции в Государственной Думе. Очевидно, что ее ждут серьезные перемены. Владимир Путин заявил об этом на съезде совершенно недвусмысленно: «Партия, как я не раз говорил, должна реформироваться. Собственно говоря, сейчас это и происходит на наших глазах. Она должна стать более открытой для дискуссий и мнений избирателей».
Речь скорее идет о том, что «Единая Россия» должна взять на себя функцию некоего мозгового центра реализации «Стратегии-2020». Один из возможных вариантов «Единая Россия» продемонстрировала уже на этом съезде: в первый день его работы был открыт форум «Стратегия-2020», на восьми секциях которого обсуждались ключевые проблемы современной российской жизни. Причем в дискуссиях участвовали не только члены партии, но и люди, никак с ней не связанные: например, глава «Евросети» Евгений Чичваркин, режиссер Кирилл Серебренников, экс-руководитель российского офиса Microsoft Ольга Дергунова и многие другие представители современного российского истеблишмента.
Кроме того, в рамках «Единой России» давно работает несколько политклубов, объединяющих системных, но по-разному ориентированных экспертов – от левого Центра социально-консервативной политики до либерального «4 ноября». Это дает возможность единороссам, которые прекрасно понимают, что единой идеологии в такой крупной партии, а тем более в обществе быть не может, вырабатывать подходы к реализации той самой «Стратегии-2020» исходя из интересов различных слоев и групп населения.
Если раньше главным, а порой и единственным ресурсом «Единой России» был ресурс административно-организационный, то теперь будет задействован и другой – интеллектуальный. Страна выходит на такой этап развития, когда идеи становятся важнее доступа к нефтяной трубе. В том числе и в политике.