Шойгу продемонстрировал президенту последние достижения технического прогресса.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Вчера Владимир Путин посетил новый Национальный центр управления в кризисных ситуациях МЧС России. Глава государства увидел, как нагонная волна затапливает дома на Васильевском острове в Санкт-Петербурге и как борются с разливом нефти в Финском заливе. Путину также рассказали, что из ситуационного центра можно увидеть, что делается «на каждой помойке», гидротехнических сооружениях и нефтеперерабатывающих заводах. Презентацию центра глава государства назвал «нерядовым событием».
До визита президента в ситуационный зал НЦУКС, расположенный на 7-м этаже, заглянул глава МЧС Сергей Шойгу. Он гордится этим зданием, из которого в режиме реального времени можно управлять ходом спасательных работ почти в любой точке России. На огромных плазменных экранах ситуационного зала были видны карты и схемы городов и поселений страны. Прямо над этими панелями расположились циферблаты, показывавшие время в различных городах земного шара – от Рио-де-Жанейро до Петропавловска-Камчатского. Глядя на несколько маленьких экранов в левой части зала, можно узнать об уровне выхлопных газов на московских дорогах. На 12 мониторов в правой части выводилась информация с вокзалов, аэропортов, из метро и супермаркетов. Я спросила министра, сколько стоит все это великолепие. И Шойгу ответил, что только оборудование обошлось более чем в 1 млрд. руб., а строительство самого здания – в 700 млн.
Министр рассказал, что они посетили подобные центры в европейских столицах и даже ездили в Нью-Йорк. Но подобные сооружения за границей, без сомнения, уступают зданию, которое возведено на западе Москвы. «Сравнить пока не с чем», – констатировал министр. Но у журналистов, полтора года назад посетивших вместе с президентом новое здание Главного разведывательного управления Генштаба, были основания усомниться в словах Шойгу.
Прямо у входа в ситуационный центр за большим монитором с технологией Touch Screen сидел человек, которому могли позавидовать все главы супердержав, а заодно с ними и президент Ирана. Сотрудник МЧС по мере необходимости то раздвигал карту мира, отображенную на экране, то собирал ее в маленький глобус. Когда в зал пришел президент, Шойгу попробовал проделать то же самое, но монитор оказался нечувствительным к его прикосновениям.
Не только ситуационный центр, но и кабинет министра поражал воображение. Поверхность рабочего стола, а также кресла и панели шкафов были отделаны крокодиловой кожей. На стене висела фотография Путина, совершающего конный поход по Туве, родине главы МЧС. О почтении к вновь избранному президенту, вероятно, должны были говорить маленькие хрустальные медведи – их хозяин кабинета поставил на полку прямо под портретом действующего главы государства. А под огромным плазменным телевизором располагались семь фигурок нэцке.
Начиная рабочую встречу с министром, Путин мимоходом осмотрел кабинет. «Нужно использовать современные технологии и современные возможности», – сказал глава государства, проводя рукой по поверхности рабочего стола министра. Он назвал актуальной задачу расширения системы оповещения граждан о чрезвычайных ситуациях и подчеркнул, что для оповещения следует активнее использовать технические средства радиосвязи, которые сегодня есть почти у каждого россиянина. Работа центра позволит минимизировать людские и экономические потери в техногенных и природных катастрофах, а также активизировать международное сотрудничество по линии МЧС. При этом глава государства подчеркнул, что в последнее время Россия стала больше помогать другим странам и «такая работа востребована». Последний раз такая помощь оказывалась косовским сербам. Пользуясь случаем, Шойгу обратился к президенту с просьбой подписать положение о Национальном центре управления в кризисных ситуациях и программу его развития.