Борис Грызлов, присмотревшись к избранному президенту, счел возможным его членство в «Единой России» – наравне с Путиным.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Не успел председатель «Единой России» Борис Грызлов отъехать на вчерашнюю инаугурацию президента Армении, как на сайте одного из информагентств от его имени появилось очень странное заявление. Спикер Государственной Думы пригласил в ряды собственной партии Дмитрия Медведева. И, таким образом, дезавуировал свое же негативное высказывание по этому поводу, прозвучавшее на пресс-конференции в понедельник.
Напомним: Грызлов сомневался в целесообразности вступления Медведева в партию, поскольку в соответствии с Конституцией президент является главнокомандующим, а военнослужащие не имеют права состоять в политических организациях. Буквально за сутки точка зрения Грызлова претерпела существенные изменения. Председатель ЕР так и сказал: «Считаю это (вступление в «Единую Россию». – «НГ») возможным». «Более того, мы бы приветствовали такое решение Дмитрия Анатольевича», – добавил для ясности думский спикер.
На самом деле, как сообщил «НГ» источник в руководстве «Единой России», двусмысленное поведение спикера Госдумы отражает новый этап кремлевской интриги. По слухам, ранее готовилось отстранение Грызлова с поста спикера ГД, и якобы на этом настаивал лично Дмитрий Медведев. Грызлов в этой ситуации демонстрировал «верность Путину», допуская легкую язвительность в адрес его протеже. В Кремле, как утверждают источники, в начале этой недели было решено оставить спикера на посту. Но при этом Грызлова якобы попросили избавиться от скептических интонаций в оценке действий избранного президента.
Новую позицию Грызлова тут же принялась обсуждать оппозиция – не без ехидства. «Я уже ничему не удивляюсь, – усмехался лидер коммунистов Геннадий Зюганов. – Не удивляюсь, что вчера Грызлов говорил прямо противоположное: что избранный президент не должен быть партийным, а сегодня он утверждает обратное. Не удивляюсь я потому, что «Единая Россия» не была и не будет самостоятельной партией. Им, единороссам, посоветовали – вот и родилось это заявление». У Зюганова – своя версия происходящего: «Грызлов и его команда, готовясь к предстоящему съезду «Единой России», видимо, подумали, что если они пригласят в партию Владимира Путина, то может обидеться Медведев, и решили сделать подобное заявление».
Нисколько не удивился и глава ЛДПР Владимир Жириновский. Но в отличие от коллеги по думской скамье переформатированием взглядов спикера нижней палаты он доволен: «Если они команду создают, значит, они все там должны быть – президент, председатель правительства и все будущие министры и большинство губернаторов». Избранный президент, считает Жириновский, должен прислушаться к старшим товарищам: «Если Путин действительно возглавит партию, а Медведев в нее не вступит, тогда это немножко нелогично – получается, что Медведев не хочет быть с ними в одной команде». Жириновский очень надеется, что подобный страшный исход исключен.
В конце концов, напоминает вице-спикер Думы, «это их дело, они имеют право, никаких ограничений в законе нет, но их вступление никакого значения не имеет ни для народа, ни для экономики, ни для других партий»: «Если они наведут порядок, то какой-то плюс есть».
Сомнения не свойственны другому партийцу – тоже вице-спикеру Александру Бабакову. Секретарь президиума центрального совета партии «Справедливая Россия» уверен, что «появление в руководстве правящей сегодня партии таких фигур, как Путин и Медведев, означает, что наша страна в развитии политической системы подошла к ситуации, когда правительство и соответственно премьер будут партийными».
«У нас политические решения традиционно принимал один человек, – комментирует ситуацию заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин, – а теперь их будут принимать двое. Будет осуществляться соправление. И руководство «Единой России» пытается угадать, что соответствовало бы интересам обоих президентов. Это обычные аппаратные игры: когда руководство не все говорит, когда оно все решает исходя из собственных интересов, а все остальные просто пытаются встроиться в новую тенденцию. Чиновники боятся не допустить ошибки. Иногда это получается, а иногда – нет».
За вторым выступлением Грызлова стоит не только попытка предвосхитить желания кремлевского начальства, считает директор европейских программ Центра изучения постиндустриального общества Екатерина Кузнецова. Развитие событий, на ее взгляд, «свидетельствует о вынужденном характере этого заявления, то есть о том, что оно было сделано под воздействием каких-то обстоятельств, скорее всего внешних, и не является признаком изменения личной позиции»: «Либо на человека надавили, либо он счел, что негоже ругаться с избранным президентом». Но опять-таки, указывает эксперт, «это было сделано в виде одолжения: так и быть, мы вам предложим. Это не было искренним шагом, это не является его (Грызлова. – «НГ») личным замыслом.
После появления на политической сцене Дмитрия Медведева, по мнению эксперта, «начался раздрай – определенная честь элиты его признавать не хочет и всячески это демонстрирует. И поэтому теперь Медведеву пора делать выводы, как человеку, который будет находиться в недоброжелательном окружении очень длительное время. Любой его промах будет оцениваться по самым строгим критериям, а достижения – замалчиваться».