Собравшийся вчера в Москве первый съезд писателей и поэтов, пишущих о военных и о войне, в общем, можно назвать делом уже рутинным и поставить в ряд ему подобных событий. Не так давно завершился конкурс на лучшую военно-патриотическую пьесу, еще один конкурс минувшей осенью объявил Театр Российской армии (прием пьес – до 1 июня), только что на Кузнецком мосту закрылась выставка «Красноармейской студии», открытие которой посетили прошлые и нынешние руководители Российской армии, а смысл экспозиции был определен просто и ясно перед входом в выставочный зал: заказ, даже жестко сформулированный, настоящему художнику не помешает выразить свой талант. Картины Дейнеки, Лактионова да и других эту мысль иллюстрировали в цвете.
Другое дело, что один из организаторов нынешнего форума говорит, что на этом Первом всеармейском съезде писателей сорок литераторов, драматургов, поэтов, «пишущих на военную тематику, обсудят образы и характеры будущих Теркиных и Мересьевых, Швейков и Чонкиных, которые из минувшего века перекочевали в современные горячие точки по всему миру». Читая такие слова, начинаешь задумываться о количестве и о качестве.
Лет 30 тому назад в кулуарах очередного писательского собрания представитель одной из ячеек гордо сообщил, что в начале ХХ века в Тульской губернии жил и работал один писатель – Лев Толстой, а сейчас Тульская областная организация Союза писателей насчитывает больше, если мне не изменяет память, 200 членов. Число «военписов», судя по анонсам, пока невелико, но при соответствующей поддержке, моральной и, разумеется, материальной, может стремительно вырасти.
Кстати, Лев Николаевич Толстой был одним из немногих российских писателей, кто последовательно разрабатывал военную тему. И когда один из его военных товарищей, Иосиф Комстадиус, как и Толстой – герой севастопольской кампании, предложил Толстому описать свой военный опыт, и с этим предложением они обратились к царю – писать рассказы, а затем издавать их в журнале, царь ответил отказом. Передав молодым энтузиастам, что считает разрешение такого журнала делом неудобным. Мол, для этого уже есть одно издание – «Русский инвалид», этого достаточно. То есть царь понимал опасность, которая скрывается в этой инициативе снизу на «армейской почве». В смысле: что хорошего можно написать об армии «по собственному желанию»... И это при том, что в обращении к царю первоочередною целью значилось «распространение между воинами правил военных добродетелей: преданности Престолу и Отечеству и святого исполнения воинский обязанностей». Чего же, как говорится, боле?!
Заметим, речь шла о «Севастопольских рассказах», а не о Швейке и не о Чонкине. Конечно, сегодня и они кажутся забавными и безобидными, но если вообразить этих героев переселившимися в современные горячие точки? Думается, даже самые толерантные руководители из нынешнего Главного управления воспитательной работы ВС России в этом случае скажут, что имели в виду нечто другое.
Во-первых, во все времена были нужны такие Салтыковы-Щедрины и Гоголи, которые бы нас не трогали. А во-вторых, Теркин и Швейк все-таки герои разного толка и придерживаются прямо противоположных взглядов.
Впрочем, то же самое управление воспитательной работы, объявляя конкурс для Театра Российской армии, специально оговаривало, что не ждет от драматургов сахара и елея. Главное – быть искренним и честным. Как сказал тогда начальник Театра Российской армии генерал-майор Виктор Якимов, «автор не обязан ограничивать себя в критике, но должен учитывать, что критика элементов армейской жизни должна носить созидательный, а не разрушительный характер и работать во благо России и ее армии». Мол, опишите армию честно, без глянца и, как говорится, архитектурных излишеств. А мы посмотрим и честно рассудим.
Ну, что же – съезду хочется пожелать удачи, совершенно искренне. А потом и мы тоже посмотрим, почитаем. И тоже, конечно, рассудим.