Совет Федерации (СФ) намерен положить конец практике неисполнения кабинетом министров постановлений Конституционного суда. В преддверии переезда в Белый дом Владимира Путина сенаторы подготовили парламентский запрос в правительство, требуя составить график внесения в Думу «отложенных» проектов.
Текст парламентского запроса должен рассмотреть Совет палаты, после чего он может быть включен в повестку дня заседания СФ. «По моим подсчетам, таких постановлений Конституционного суда, которые не исполняет правительство, – более двух десятков, – сказал в беседе с корреспондентом «НГ» один из авторов запроса, председатель комитета по правовым и судебным вопросам Анатолий Лысков. – Пусть правительство просветит нас, какие законопроекты им подготовлены, и сообщит график внесения этих законопроектов».
В соответствии с законом, после оглашения постановления Конституционного суда правительство должно в течение трех месяцев подготовить и внести необходимые поправки в Госдуму. Однако на деле этот процесс тянется годами. В качестве примера Лысков приводит случай с постановлением КС от 11 мая 2005 года, в котором указывалось на необходимость изменения статьи 405 УПК, не позволяющей потерпевшим по уголовным делам обжаловать решения судов и требовать их ужесточения. Однако только в январе 2008 года правительство представило соответствующий законопроект в Госдуму.
В июне 2007 года председатель КС Валерий Зорькин направил в Госдуму список неисполненных решений суда, в котором были перечислены 15 постановлений и 9 определений, на которые не последовало оперативной реакции со стороны правительства. С тех пор ситуация не претерпела изменений в лучшую сторону. Как сообщила корреспонденту «НГ» начальник отдела контроля и исполнения решений КС Татьяна Большакова, сегодня законодателем не исполнены 15 постановлений и 13 определений суда. В качестве наиболее проблемного случая представительница КС привела постановление от 2001 года, согласно которому должен быть урегулирован порядок возмещения государством вреда, причиненного незаконными действиями или бездействием суда. «По этому вопросу очень много жалоб, – отмечает Большакова. – Суды необоснованно отказывают гражданам в принятии исковых заявлений в связи с тем, что проблема не урегулирована в законодательном порядке».
Тема, затронутая сенаторами, хорошо знакома представителям нижней палаты. Все определения КС, для исполнения которых требуется дополнительное финансирование, торпедируются правительством. В ноябре 2006 и мае 2007 года депутаты направляли в правительство запросы, в которых указывалось на необходимость скорейшего издания нормативно-правовых актов, касающихся социальной сферы: стоимости потребительской корзины, финансирования накопительной части трудовой пенсии, функционирования негосударственных пенсионных фондов и т.п. В письмах народных избранников отмечалось, что задержки со стороны правительства препятствуют выплате пенсионных средств. «За правительством накопилась масса долгов не только по части неисполнения решений Конституционного суда, – отмечает депутат Госдумы прошлого созыва, а ныне советник Сергея Миронова по правовым вопросам Сергей Попов. – Во многих законах указывается, что правительство должно издать то или иное постановление, без которого закон попросту не работает. Таких неприятных постановлений, которые образуют пробелы в законодательстве, несколько тысяч».
Сенаторов не пугает, что момент для жалоб выбран не самый подходящий – новым хозяином Белого дома в скором времени станет действующий президент Владимир Путин. Соответственно, на него ляжет и вся ответственность за бюрократические проволочки в правительстве. «Такая практика, что не вносятся законопроекты, тянется годами, – отмечает Лысков. – Надо давно включить механизм принуждения. Если Путин узнает о том, что правительство не выполняет конституционные законы, я бы не хотел видеть лица тех чиновников, которые получат сполна. Я просто знаю, как он реагирует на тех, кто не выполняет закон».