В Центральной Азии начались масштабные проекты, которые могут изменить расстановку сил в регионе. Активизировалась работа по строительству газопровода Туркмения–Китай, соединяющего две страны через Узбекистан, Казахстан и западные регионы КНР с промышленно развитыми восточными областями. В феврале в Ашхабаде был проведен тендер на строительство туркменской части трубопровода. Право на строительство 188-километрового участка Малай–Багтыярлык получила российская компания «Стройтрансгаз».
Казахстанская компания «КазТрансГаз» и китайская Trans-Asia Gas Pipeline создали СП «Азиатский газопровод» для строительства казахстанской части газопровода. В 2008–2009 годах будет построен участок от границы Узбекистана через казахстанский Чимкент до границы с КНР. Мощность ветки составит до 40 млрд. куб. м газа при протяженности 1,3 тыс. км. На втором этапе планируется проложить трубопровод Бейнау–Кызылорда–Чимкент протяженностью почти 1,5 тыс. км с пропускной способностью 10 млрд. куб. м. Основная цель второй очереди – обеспечение газом южных регионов Казахстана. Оставшаяся часть газа с западных месторождений Казахстана будет направляться на экспорт в Китай. В самом Китае в конце февраля началось строительство газопровода, соединяющего Синьцзян-Уйгурский автономный район (СУАР) на западе КНР, Шанхай на востоке и Гуагджоу – на юге. Протяженность составит 9102 км, а стоимость – около 20 млрд. долл.
На этом фоне Туркмения приступила к освоению новых сырьевых районов. В ходе визита в начале марта в Марыйский велаят президент Гурбангулы Бердымухамедов дал старт работе нескольких скважин на месторождении Южный Иолотань–Осман. Эта нефтегазовая провинция площадью 1800 кв. км и с предварительными запасами газа в 3 трлн. куб. м должна стать главным поставщиком для газопровода в Китай. Турецкое издание Turkish Weekly считает эти оценки заниженными. По его мнению, запасов месторождения Южный Иолотань–Осман вкупе с залежами другой нефтегазовой провинции Багтыярлык, также предназначенными для поставок в Китай, хватит для того, чтобы полностью обеспечить восточное направление экспорта без ущерба для российских и европейских интересов. А генеральное соглашение между Ашхабадом и Пекином от 3 апреля 2006 года подразумевает возможность переориентации части предназначенного для экспорта в Россию газа.
С самого начала было ясно, что с появлением альтернативного маршрута для транспортировки газа из Центральной Азии цена на него будет расти. Еще в ноябре прошлого года Ашхабад договорился с «Газпромом» о переходе к 2009 году на «европейское» ценообразование. Стало понятно, что рано или поздно все три страны захотят получать максимальную прибыль от экспорта сырья. И вот 11 марта 2008 года представители Казахстана, Туркмении и Узбекистана при участии руководства «Газпрома» заявили, что с 2009 года будут продавать голубое топливо по «европейским ценам». По словам представителей Казахстана, цена может составить не менее 300 долл. за 1000 куб. м газа. То, к чему больше 15 лет стремились центральноазиатские экспортеры газа, наконец станет реальностью: они получат от «Газпрома» максимально возможную с учетом расположения региона цену за природный газ. Российская монополия пошла на уступки, согласившись на уменьшение своей прибыли. Но в результате российское направление для экспорта газа становится наиболее выгодным и привлекательным в среднесрочной перспективе.
Возникает вопрос: а что будет с альтернативными направлениями, пусть и потенциальными? Газопровод в Китай как никогда близок к реализации, но непонятна ценовая политика проекта. Вряд ли Пекин будет платить 300 долл. за 1 тыс. куб. м газа, даже цена в 195 долл., озвученная после переговоров с Ашхабадом в конце прошлого года, выглядит сенсационной. Как поступит Туркмения, у которой в ближайшее время появятся два направления с разной ценой? Вопрос остается открытым. Еще призрачнее становятся шансы на строительство Транскаспийского газопровода и его присоединение к проекту «Набукко». Главным аргументом за это направление для Туркмении и Казахстана был доступ к европейским потребителям и получение оптимальной цены за свое сырье. Теперь эта цена у них есть, а вот Транскаспий в новых условиях превращается в чисто политический проект с отрицательной рентабельностью. Очевидно, что повышением цены на газ Москва нанесла упреждающий удар по конкурирующим направлениям экспорта газа из Центральной Азии. Теперь слово за КНР и ЕС, которые не меньше России заинтересованы в получении ресурсов от центральноазиатской газовой тройки.