Депутаты всегда готовы предложить свои подписи подлинным авторам законодательных инициатив.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)
На этой неделе Владимир Путин должен будет подписать законопроект, разрешающий действующим губернаторам занимать должности на федеральной государственной службе – если на то будет указ президента. «НГ» уже отмечала, что этот шаг может привести к восстановлению так называемого указного права, архаичной системы государственного правления. Механизм появления таких инициатив на Охотном Ряду еще более архаичен – депутаты любезно предоставляют исполнительной власти свои подписи под проектами, к которым не имеют отношения.
Как уже писала «НГ», новое большое президентское полномочие появилось в законопроекте, текст которого никак не соотносился с указанной проблемой.
Одну из многочисленных задумок Совфеда, предлагавшую всего лишь разрешить сенаторам вносить проекты законов в местные парламенты и лежавшую в Думе несколько лет, вдруг срочно реанимировали. А после ее утверждения в первом чтении кардинально переписали. И в материалах ко второму чтению обнаружилось, что некий депутат из «Единой России», Павел Семенов, спокойно отдает президенту важный рычаг управления действующим губернаторским корпусом.
Корреспондент «НГ» стал выяснять – с какой стати депутат посмел вносить поправки, кардинально меняющие картину властной вертикали? И почему комитет по делам Федерации тут же с ними согласился? Поиски, естественно, привели в администрацию президента. Один из высокопоставленных собеседников объяснил, в чем суть законопроекта (см. «НГ» от 6 марта). И он же настоятельно рекомендовал не обращаться за комментариями к депутату Семенову. Расшифровывать свою рекомендацию чиновник не стал, но и так было понятно, в чем дело. Во-первых, все равно думец не понимает сути им же предложенного. А во-вторых, если его как следует расспросить, то он еще и проболтается о настоящих авторах своих поправок.
Биография Семенова наглядно подтверждает: несмотря на стремительное развитие его предпринимательской, а затем и политической карьеры, все прошлые заслуги вряд ли позволили бы ему безнаказанно покушаться на государственные устои страны. Семенов – молодой человек едва за 30 лет, уже имеет три высших образования, последнее из которых, кстати, – Горный институт в Санкт-Петербурге. За плечами у него также опыт работы в НК ЮКОС. Любопытно, что именно об этой компании он написал и кандидатскую диссертацию по экономике с чрезвычайно интересным названием «Оценка факторов устойчивого развития вертикально интегрированной нефтяной компании на примере НК ЮКОС».
Пока Семенов возглавлял юкосовскую структуру средней руки, он смог избраться только в Госсовет Чувашии. Но пост гендиректора ЗАО «Волга-Роснефтетранс» позволил ему выиграть последние одномандатные выборы в Госдуму четвертого созыва. Там он просидел четыре года незаметно – как раз в комитете по делам Федерации и региональной политике. Но на выборах в пятую Госдуму Павел Семенов тем не менее оказался на хорошем месте в чувашском списке ЕР – после губернатора и главы думского международного комитета Константина Косачева. Интересы Семенова по жизни, видимо, вообще безграничны: он мастер спорта по боксу и плаванию, но при этом президент Федерации вольной борьбы своего родного города Канаша в Чувашской Республике. Короче говоря, судя по всему, это человек с давними хорошими отношениями с администрацией президента РФ.
Случай с поправками Семенова, конечно, экстраординарный. Обыкновенно администрация президента свои законотворческие пожелания старается оформлять через более солидных думцев. Тем же самым активно занимается и правительство страны, и целый ряд его ведомств, когда они вынуждены вносить законопроекты не напрямую – внутриправительственная бюрократия очень сильно затрудняет их прохождение, а через близких депутатов. Любопытно, что большая часть депутатских по происхождению законов, в настоящее время принятых обеими палатами парламента и подписанных президентом, на самом деле представляет собой именно такие «вброшенные» инициативы.
Например, по состоянию на конец марта 2008 года за депутатами ГД значится 80 с лишним законопроектов, работа над которыми уже закончена. Подавляющее их большинство, естественно, отклонено, но некоторые все-таки приняты. Из последних отметим, например, закон, позволяющий духовным образовательным учреждениям получать госаккредитацию. То есть давать своим выпускникам дипломы, приравненные по статусу к государственным. Формально авторами этого проекта выступили главы думских комитетов по образованию и по делам религиозных организаций. И никто бы не догадался об ином, если бы чуть ли не через пару дней после появления документа в думской базе президент страны на встрече с религиозными лидерами не пообещал им, что тот вскоре будет принят. Трудно представить, что глава государства в состоянии так оперативно оказаться в курсе депутатской законотворческой самодеятельности. Но вот о подготовленном в администрации и внесенном через верных депутатов законе он знать вполне может.
В этом созыве депутаты пока не успели поработать «подсадными» для правительственных деятелей – кабинет министров, как известно, находится сейчас в полупарализованном состоянии. Но вот в прошлой Думе такая роль исполнялась думцами весьма часто. Причем понятное дело, что задействованы были в основном единороссы. Под их подписями принимались поправки к федеральному бюджету и бюджетам социальных фондов, менялись правила валютного, банковского и таможенного регулирования, правились Жилищный и Трудовой кодексы, уточнялась социальная и налоговая политика государства и делалось еще много другого – полезного и не очень. Интересно, что так называемые оппозиционные фракции редко подписывались под явно правительственными по происхождению законопроектами. Пожалуй, в этом правиле имеется всего несколько исключений, одно из которых – закон об экспорте газа, под которым есть подписи представителей всех без исключения фракций четвертой ГД.
Но, с другой стороны, среди российских политиков ведь нет такого идиота, который в чем-то может отказать «Газпрому», а именно его этот закон делал монополистом в экспорте «голубого золота». Зато подписи представителей оппозиции – конечно, вместе с единоросскими – почти всегда появлялись под политическими проектами, заброшенными на Охотный Ряд кремлевской администрацией. Дело дошло до того, что почти все законодательные успехи ЛДПР, «Родины», по ходу дела превратившейся в «Справедливую Россию», и КПРФ, хотя и в меньшей степени, в четвертой Думе – это почти без исключения только те законы, которые инициировались Кремлем.