В Бухаресте 2–4 апреля состоится ежегодный саммит НАТО. Предполагается, что на нем выступит действующий президент России Владимир Путин. Его участие, а также тема дальнейших взаимоотношений нашей страны с Североатлантическим альянсом является чуть ли не главной интригой апрельского форума.
Считалось, что создание в мае 2002 года Совета Россия–НАТО (СРН) ознаменует начало прагматических отношений. Главное внимание будет уделено таким видам деятельности, как защита от терроризма, военная реформа, нераспространение оружия массового уничтожения, военное сотрудничество и учебная подготовка, гражданское чрезвычайное планирование, противоракетная оборона на театре военных действий, а также подготовка к возможным новым совместным миротворческим операциям. Но пока в «сухом остатке»: взаимодействие миротворцев на Балканах, соглашение по спасанию на море, диалог и несколько совместных учений в области ПРО, контакты по нескольким проектам военно-технического сотрудничества и чрезвычайному гражданскому планированию, совместный документ о борьбе с международным терроризмом, участие российского корабля в операции «Активные усилия», успешное осуществление пилотного проекта СРН по совместной подготовке кадров для антинаркотических структур Афганистана и транзитных стран Центральной Азии, содействие со стороны НАТО в социальной адаптации уволенных в запас военнослужащих Российской армии.
Сегодня между Россией и НАТО, хотя и имеются определенные противоречия, ситуация далека от времен холодной войны, когда между Москвой и Брюсселем практически не существовало нормального диалога. Но переход к более масштабным совместным проектам пока все же относится к области благих намерений. Несмотря на то что Россия и НАТО признают жизненную важность сотрудничества и отсутствие ему альтернативы, наработанные результаты, к сожалению, дают мало оснований для оптимизма. По-видимому, внутри альянса все еще сильны позиции «коалиции желающих» обслуживать интересы США и все еще слаб голос стран, стремящихся к развитию более продуктивных и взаимовыгодных отношений с Россией.
Тем не менее для России политическая важность НАТО возрастает. Североатлантический союз на сегодняшний день является одной из немногих международных организаций, которой удается совмещать разнообразный спектр задач и миссий в условиях глобализирующегося мира. Объективно альянс является важным фактором на мировой арене и в Евроатлантическом пространстве. Многие страны НАТО – наши близкие, а то и непосредственные соседи.
Таким образом, надо сотрудничать с НАТО в том объеме и по тем вопросам, которые потребны и выгодны нам с точки зрения наших национальных интересов, и одновременно противодействовать всем попыткам навязывать России решения, которые не соответствуют ее целям. Ни эйфории, ни слепого отторжения в отношении сотрудничества России с НАТО быть не должно. Должна быть четко выверенная прагматическая позиция. При всех обстоятельствах нам нежелательно обособляться от Запада.
Следует признать, что военно-политическая обстановка в мире складывается не в пользу России, а сотрудничество с Западом не привело к снижению военной опасности. Возрастают угрозы от развитых и развивающихся государств.
В целом анализ масштабов и направленности внутренней и внешней трансформации НАТО свидетельствует о глобализации интересов альянса. И это создает предпосылки для конфликта интересов в различных районах мира, включая постсоветское пространство и приграничные с Россией регионы.
В НАТО приоритетное внимание уделяется наращиванию потенциала воздушно-космических средств нападения и обороны при дальнейшем совершенствовании сил общего назначения. При этом по мере наращивания военного потенциала блока все более очевидной становится неадекватность имеющихся сил и средств альянса официально заявленным угрозам безопасности. Накопленный блоком совокупный военный потенциал уже сегодня во много раз превышает потребности для проведения антитеррористических операций, локальных конфликтов или противодействия распространению ОМУ. Можно принимать к сведению заверения руководителей альянса об отсутствии у НАТО агрессивных намерений. Вместе с тем намерения – категория переменчивая, а потенциал ОВС НАТО неуклонно наращивается и совершенствуется. Какое применение ему будет найдено, покажет время.
В сложившихся условиях сохранение необходимого потенциала сдерживания стратегических ядерных сил России, поддержание высокой боеготовности ВС РФ является одной из важнейших военных и военно-политических задач нашего государства. Для ее решения необходимы целенаправленные усилия в экономическом плане и политическая воля руководства страны, четкое определение основных приоритетов строительства Вооруженных сил РФ в военной доктрине.