В понедельник Стокгольмский институт исследований проблем мира (SIPRI) официально обнародует данные о международных поставках обычных вооружений в 2006 и 2007 годах. Из документа, с которым ознакомилась «НГ», следует, что Россия по-прежнему занимает второе место среди крупнейших поставщиков после США. Однако сокращение на 62% импорта вооружений в 2006–2007 годах Китаем особенно сильно ударило по РФ. Эксперты объясняют это усилением «озабоченностей» Москвы и Пекина относительно намерений друг друга.
SIPRI ведет базу данных международных поставок основных обычных вооружений государствам, международным организациям и вооруженным группировкам начиная с 1950 года.
Стокгольмские исследователи фиксируют передачу оружия и технологий на коммерческой и некоммерческой основе.
Выгода от эмбарго
Последние данные SIPRI за 2006–2007 годы показывают, что объем международных поставок обычных вооружений упал на восемь процентов. Впрочем, это сокращение, по мнению эксперта института Марка Бромли, может означать лишь незначительное колебание конъюнктуры. Ведь предшествующие минувшему году шесть лет стали периодом постоянного роста объемов поставок.
Самая яркая цифра – сокращение на 62% импорта вооружений в 2006–2007 годах Китаем. Эксперт SIPRI доктор Пол Холтом разъяснил ситуацию в интервью «НГ»: «Поставки основного конвенционального оружия в 2006 году достигли самого высокого уровня за последнее десятилетие. КНР импортировала в 2006 году значительную часть этого оружия. Из России поступили вертолеты, радары, самолетные двигатели и ракеты. Но главное – подлодки класса Кило. В 2007 году сопоставимой с этим техники в КНР Россия не поставила. Сыграло роль и значительное снижение числа самолетов, собранных (в КНР) по (российской) лицензии в этот период». По словам Холтома, сокращение китайского импорта бьет по РФ, поскольку она является крупнейшим отдельно взятым поставщиком вооружений для КНР в данном периоде.
На вопрос, в чем причина снижения импорта, наш собеседник ответил: «В 1990-х Китай пытался модернизировать армию. Из-за эмбарго на поставки оружия, введенного против Пекина Евросоюзом, США и другими поставщиками, Россия фактически стала монополистом по продаже передового военного оборудования в Поднебесную. КНР требовалось много продукции, а ее промышленность отставала в технологическом плане». Сейчас, как полагает Холтом, озабоченности относительно сотрудничества испытывают и Москва, и Пекин. «Например, теперь оборонная индустрия КНР развивается, можно сказать, благодаря импорту лицензий и оборудования из России, что позволяет Китаю наращивать свое производство. Поднебесная также выражала озабоченность в связи с задержками в поставках оборудования, например, транспортных самолетов». Москва же опасалась, что ее продукция будет скопирована. Не исключены случаи, что китайцы приобретут определенные платформы и скажут, что им нужно не 200, а сто единиц, пояснил эксперт. А потом выяснится, что похожая система будет произведена Китаем. Пример: РФ экспортировала Су27К, а у китайцев сейчас есть очень похожий самолет J11B. По словам эксперта, Китай якобы еще пытается получить из России современные вооружения, но Москва опасается, что такие поставки могут пойти вразрез с интересами ее безопасности и нарушить интеллектуальные права.
Эксперт так ответил на вопрос, теряет ли Россия рынок Китая: «Рынок Китая сокращается. В ряде областей спрос остается, но некоторые системы может производить китайская промышленность. Возникает вопрос, будет ли снято эмбарго. Франция уже неоднократно настаивала на этом. Это отразится на доступе России на китайский рынок». Холтом не исключил, что ввиду отсутствия новых контрактов на дорогостоящую воздушную технику и корабли в 2007 году речь может идти «о начале конца крупномасштабных трансферов вооружений из России в КНР».
В «Рособоронэкспорте» иной взгляд
В «Рособоронэкспорте» удивились, узнав о подсчетах SIPRI. Там всегда ориентировались на мнение института. Объемы экспорта выросли с 3 млрд. долл. в 2000 году до 6,2 млрд. в 2007-м, а портфель заказов составил 25 млрд. долл.
«Наши показатели могли бы быть и выше, – заявил недавно глава госкорпорации «Ростехнологии» Сергей Чемезов. – Но справится ли с таким объемом экспортных заказов наша оборонка? Несмотря на то что многие предприятия загружены лишь наполовину, они с трудом выполняют зарубежные заказы». Причины понятны: изношенный станочный парк, потеря квалифицированных кадров, потеря кооперационных связей со смежниками, элементарная нехватка инвестиций. Вот что реально может снизить военный экспорт России. Или затормозить его увеличение.
Заведующий аналитическим отделом Института политического и военного анализа Александр Храмчихин сказал корреспонденту «НГ» по телефону: «Я не сомневаюсь в предстоящем сокращении экспорта. База продаж вырабатывается. Мы все еще продолжаем продавать советские вооружения. Можно считать, что Китай уже потерян. Индия тоже к этому идет. Рост продаж поддерживается за счет Венесуэлы и Ирана, которым просто больше негде вооружения покупать. Но скоро мы скатимся до того, что покупать российскую военную технику будут только страны тропической Африки».
Правда, подобные прогнозы звучат уже последние лет десять. Однако пока объемы экспорта вооружений и военной техники (ВВТ) устойчиво растут, а круг покупателей неуклонно расширяется.
Десять лет назад на Индию и Китай приходилось 80% всех продаж ВВТ за рубеж. И тогда экспертов беспокоила зависимость российского военного экспорта всего лишь от двух крупных покупателей. Сейчас появились и другие покупатели – Венесуэла, Индонезия, Малайзия, Алжир, Вьетнам. Налицо диверсификация рынка.
Спросом пользуются не столько высокотехнологичные мощные средства ПВО или ПРО, не «умные» бомбы и самолеты 5-го поколения стоимостью в десятки и сотни миллионов долларов. Речь идет о боевых системах 3-го и 4-го поколений, которые сейчас состоят на вооружении всех армий мира и будут еще состоять минимум до середины века. При этом спрос находится в среднем ценовом диапазоне, а это отнюдь не новейшая техника.
Это не значит, что у российского военного экспорта нет проблем. Есть. Прежде всего это касается бортового электронного оборудования, средств связи, оптико-электронных компонентов. В этой сфере наша страна традиционно отстает. Поэтому нередко российские самолеты, корабли и танки комплектуются приборами французского и израильского производства. А они постепенно становятся самой дорогой составляющей военной техники.
Еще одна «тревожная зона» – сервисное обслуживание, ремонт, обеспечение запчастями и модернизация. Кстати, большинство вооружений в настоящее время модернизируется и продолжает служить следующие 10–20 лет. Эта сфера тоже относится к военному экспорту, и деньги здесь обращаются немалые. Вооружения сейчас покупают вместе с полным циклом обеспечения вплоть до утилизации.
Но самый главный фактор, влияющий на продажи, – политика. Продается не просто оружие, в придачу даются определенные гарантии безопасности, перераспределяются сферы влияния и т.д. Немалую роль играют и различные офсетные схемы продаж, реинвестиции в страну-покупателя, форма оплаты вплоть до бартера. И чем сильнее держава, тем больше желающих купить ее вооружения вместе с дружбой. А Россия в последнее время значительно окрепла.