Верная примета наступления на Охотном Ряду весны – появление законопроектов об увеличении числа майских выходных за счет сокращения новогодних. С тех пор как несколько лет назад праздничный календарь был кардинально изменен, такие инициативы возникают постоянно. В этом году приход весны первым отметил новый депутат из ЕР Григорий Аникеев. Его предложение – традиционное: подбросить к Первомаю еще пару дней для отдыха и приусадебного труда.
Член комитета по труду и социальной политике единоросс Григорий Аникеев уверяет, что его проект разработан «c учетом обращений граждан, интересов работников и членов их семей». По мнению депутата, сокращение новогодних каникул и продление первомайского Праздника весны и труда еще на два дня – на 2 и 3 мая – просто необходимы, «что связано с массовой занятостью граждан на приусадебных огородных и дачных участках».
Инициатива Аникеева выглядит странно. Во-первых, в депутатах он недавно и вряд ли успел досконально изучить праздничные предпочтения избирателей. Во-вторых, как раз тот комитет, в котором он работает, и занимается поправками в ст. 112 Трудового кодекса (ТК), содержащую перечень красных дней календаря. Так что даже свежеиспеченный депутат не может не знать, что их в портфеле комитета значится почти полтора десятка, причем семь штук направлены именно на увеличение количества нерабочих дней в мае.
Не может депутат не знать, что все эти предложения лежат в думских запасниках без движения. Ведь правительство отказывается от любой корректировки праздничного графика, уверяя, что прошло слишком мало времени для того, чтобы понять, какие выходные дни надо отменять, а какие вместо них вводить.
Впрочем, по законопроекту самого Аникеева заметно, что депутат обо всех этих обстоятельствах прекрасно осведомлен. В пояснительной записке почему-то отсутствует основной довод против длинных новогодних каникул – беспробудное десятидневное пьянство. Очевидно, новоизбранный единоросс, готовя документ, все-таки прочитал конкурирующие законопроекты и решил, что его вариант должен от них чем-то отличаться.
Председатель профильного комитета Андрей Исаев отнесся к творчеству коллеги спокойно: «Новые депутаты считают, что до их появления в Думе ничего не делалось...» По мнению Исаева, «этот процесс остановить невозможно». При этом парламентарий дал понять, что проект Аникеева, конечно, приниматься сейчас не будет, а ляжет в стол вместе с остальными. И будет рассмотрен «на осенней сессии, в более спокойной обстановке».
Периодическому появлению на Охотном Ряду все новых и новых праздничных инициатив есть и более интересное объяснение. Все дело в том, что в первую же весну, наступившую после первого применения длинных новогодних каникул в 2005 году, в Думу было внесено несколько проектов, подписанных большими группами единороссов. Среди авторов были и члены исаевского комитета. Для того чтобы эти законопроекты были приняты к рассмотрению, было даже отменено требование получать на праздничные инициативы, якобы требующие бюджетных расходов, заключение правительства.
Затем, по данным «НГ», сотрудничающие с партией власти профсоюзы, и прежде всего ФНПР, потребовали вернуть им 2 мая. «Единая Россия» сначала пообещала, но убедить правительство согласиться на уступку профсоюзам не смогла. И вот для того, чтобы всегда иметь для профсоюзов убедительное объяснение своему бездействию, единороссы стали привечать любые законопроекты об изменении ст. 112 ТК. А когда поток иссякал, поручали это делать своим депутатам – таким, как Григорий Аникеев. Ведь с появлением каждого нового проекта каждый раз на месяц-полтора отодвигается срок рассмотрения в Думе всего пакета законов – и, конечно, в том числе и внесенных членами фракции ЕР.