На саммите ЕС в Брюсселе прозвучала мысль о том, что облегчающийся из-за быстрого таяния льдов доступ к нефтегазовым запасам Арктики вызовет международную склоку за контроль над ними. Возмутителем спокойствия названа (кто бы сомневался) Россия, демонстративно-де установившая флаг на дне Ледовитого океана. Как участник этого события, я слежу за вспыхнувшим после него сыр-бором и позволю себе высказать соображение о том, кому он на руку.
Итак, 2 августа прошлого года участники российской экспедиции погрузились на батискафах на дно Ледовитого океана под Северным полюсом. Укрепив на глубине четырех с лишним километров флаг родины, они взяли пробы грунта, способные подтвердить, что подводные хребты Ломоносова и Менделеева продолжают континентальную Сибирскую платформу. Если Россия – с учетом дополнительных результатов буровых работ – докажет это в заявке в ООН, то ей, как участнице Конвенции по морскому праву, узаконят продление своего шельфа в Арктике. Благодаря этому мы получим исключительное право добывать минеральные, включая нефтегазовые, ресурсы в самом большом секторе Ледовитого океана.
Эту-то шкуру неубитого полярного медведя и пытаются поделить наши соседи по региону, выдвигая претензии на ту же площадь. Так, Канада доказывает, что хребет Ломоносова начинается с Американского материка. А Норвегия явочным порядком объявила воды у Шпицбергена своими.
Не менее прытки и другие. Так, американцы – в отличие от остальных «претендентов» – не состоят в Конвенции по морскому праву, что позволило бы им подавать заявку на расширение шельфа. Тем не менее они дважды за последние три года отправляли к Северному полюсу экспедиции по сбору данных для такой заявки. Только делали это тихо – видимо, рассчитывали предъявить ее сразу при подписании Конвенции. Мы сорвали их планы, и они засуетились. Спешно снарядили еще один поход к полюсу, а президент Буш призвал Конгресс ускорить ратификацию Конвенции и вновь подтвердил приоритеты США в Арктике.
При этом, несмотря на заверение президента России, что она будет отстаивать свои права в Арктике строго в рамках международных процедур, Штаты и их арктические союзники по НАТО обвиняют нас в провоцировании напряженности в регионе.
Три государства из арктической пятерки входят в большую мировую восьмерку. Чьи участники, между прочим, добровольно взяли на себя солидарную ответственность за сохранение мировой стабильности. И в принятии консолидированных решений должны исходить не только из национальных, но и общемировых интересов, в числе которых энергетика. Спрос на энергию в мире растет так быстро, что уже вскоре ее может не хватить даже для элементарного поддержания жизни. С сокращением запасов энергоресурсов энергия может стать таким же оружием в межгосударственных отношениях, как сегодня ракеты.
Запад переигрывает с «озабоченностью» якобы излишним весом России в поддержании глобальной энергетической безопасности. Отсюда и вспыхнувшая вдруг «тревога» Евросоюза за судьбу Арктики (где он был все годы, когда его члены – Норвегия с Данией – носом рыли льды, собирая доказательства своих притязаний, а далекий от Арктики Китай слал туда свой ледокол?). Отсюда и решение США назначить спецпосла по энергетике в Центральной Азии и Прикаспии – под нашим боком, и почти ультимативные требования допустить западные компании к нашим трубопроводам. Все это суть продолжение холодной войны с новым, энергетическим жупелом. Только он в отличие от ядерных ракет может реально довести до войны горячей.
Обладание Россией гигантскими запасами энергоресурсов и распоряжение ими в своих национальных интересах подстегивают наших глобальных конкурентов. Давление на Россию с целью если не подчинить, то хотя бы существенно скорректировать ее энергетическую политику будет – с ростом нехватки энергии в мире – усиливаться. Но иного выбора, кроме выдержки, у нас нет. Не дадим превратить себя в сырьевой придаток. Но и на рожон бездумно не полезем. Напротив, за счет своего уникального положения Россия может стать энергетическим гарантом спокойствия и стабильности для человечества. Россия, отстаивая свои интересы, никогда не уклоняется от возложенной на нее провидением миссии беречь мир.
В заключение вновь об Арктике. Она не только красива и богата, но и трудна в освоении. Одновременно природа этой части нашей общей планеты очень хрупкая и не выдержит грубого воздействия. Именно здесь человек может доказать, что он не враг себе. И именно здесь нужна не конфронтация, а добрососедское международное сотрудничество. Вот сейчас «Газпром» создает с французами и норвежцами СП по разработке Штокмановского месторождения в западной Арктике. Чем не пример?