20 марта потерпел катастрофу штурмовик СУ-25. Погиб командир эскадрильи подполковник 187-го штурмового авиационного полка Сергей Яковенко. Ему было 39 лет. Его летный стаж составлял почти 18 лет. Яковенко считался профессионалом высшего класса и его квалификация не подвергается сомнению. Пилоты такого уровня являются элитой вооруженных сил России. У погибшего остались жена и двое детей.
Пилот выполнял плановый тренировочный полет. Катастрофа произошла на полигоне Новосельское Спасского района Приморского края в 10.33 по местному времени. Пилот, по пока еще не ясным причинам, не смог покинуть самолет и погиб. На земле после падения машины никто не пострадал. Не были также разрушены никакие здания и сооружения.
На сайте МО РФ было размещено следующее заявление: «Сегодня 20 марта в 3 часа 33 минуты (мск) при выполнении плановых полетов в авиагарнизоне Черниговка в 143 км от Владивостока произошла катастрофа самолета Су-25. На земле жертв и разрушений нет. Решением Главнокомандующего ВВС полеты самолетов Су-25 временно приостановлены. Для расследования причин катастрофы в авиагарнизон Черниговка вылетела комиссия МО РФ и ВВС. Военной прокуратурой Владивостока возбужденно уголовное дело. По предварительным данным в ходе выполнения боевой стрельбы произошел отказ авиационной техники, приведший к катастрофе».
Как заявил обозревателю «НГ» начальник пресс-службы военно-воздушных сил России полковник Александр Дробышевский, сообщить какую-то новую информацию он не может. «Следственная комиссия МО уже отправилась на место происшествия. Туда она будет лететь 12 часов и только утром 21 марта сможет начать свою работу», – сказал Дробышевкий. «Пока ничего не ясно и только расследование позволит судит о том, что же произошло на самом деле.
Как объяснил источник «НГ» в ОАО «Компания «Сухой», специалисты фирмы уже связывались с Приморским краем и руководитель полетов сообщил им, что наблюдая за полетом он снизу видел вспышку. По его словам «что-то взорвалось, но что именно пока нельзя сказать с полной достоверностью просто невозможно». Источник также подчеркнул, что этот штурмовик, активно воевавший в Афганистане имеет очень высокую степень живучести. «Мы много раз модернизировали эту машину и на ней взорваться просто ничего не может. И, прежде всего, топливные баки. Там стоит бесчисленное количество средств защиты. В Афганистане, даже начиненные сотнями пуль душманов, баки этих самолетов никогда не взрывались. Мы добились того, что этом самолет мог приземляться даже, если у него была оторвана половина крыла», – подчеркнул эксперт. «Сейчас можно только гадать, что же там произошло. Машина достаточно старая и ее боезапас тоже уже имеет срок достаточного длительного хранения. Вполне можно предположить, что на борту штурмовика взорвалась ракета. У нее могли отказать какие-то узлы, у которых кончился срок годности. Причин может быть множество. Это очень сложная техника и перед установкой на самолеты она должна очень тщательно проверяться, а не просто браться из арсеналов и устанавливаться на самолет. Сейчас можно только делать предположения. А говорить об истинных причинах этой аварии можно будет только после окончания работы комиссии», – добавил источник.
Военным следственным отделом по Лесозаводскому гарнизону Приморского края по факту падения штурмового самолета Су-25, возбуждено уголовное дело. Следственная группа, в составе представителей военной прокуратуры Дальневосточного военного округа (ДВО), военного следственного управления по ДВО, также 11 Армии ВВС и ПВО, уже приступила к расследованию этой катастрофы на месте происшествия. По предварительным данным, причиной аварии послужил «несанкционированный подрыв боеприпасов», которыми был оснащен штурмовик. По другой информации с борта Су-25, якобы, было отправлено сообщение о возгорании двигателя.
Штурмовик Су-25 создан в ОКБ имени Сухого. После проведения успешных испытаний в начале 1980-х годов самолет был принят на вооружение. Его максимальная скорость полета у поверхности земли составляет 975 км/час. Су-25 оснащен пушками калибра 23 миллиметра и 30 миллиметров. В его арсенале находятся управляемые ракеты класса «воздух-воздух», неуправляемые ракеты класса «воздух-земля», а также различные виды бомб, включая бомбы с лазерными головками самонаведения.
С 2001 года произошло несколько катастроф этого самолета. В июне 2006 года Су-25 разбился в Брянской области. Летчик упавшего штурмовика за несколько минут до катастрофы сообщил об ухудшении самочувствия. В мае 2005 года этот штурмовик потерпел аварию в горах Таджикистана из-за отказа техники. Пилоту удалось катапультироваться. В апреле 2002 года из-за неудачного маневра пилота Су-25 разбился в одном из горных районов Чечни.
В том же месяце неподалеку от Запорожья потерпел катастрофу Су-25 украинских ВВС. Летчик погиб. В июне 2001 года в Чечне разбились сразу два самолета этого типа. Как утверждают руководители ВВС, причиной аварии стали действия пилотов.