Глава Рособрнадзора Виктор Болотов, подобно героям войн прошлого, вызывает огонь на себя. А как иначе расценить заявление чиновника на пресс-конференции 18 марта о том, что систему итоговых оценок в аттестате о среднем образовании в России со временем можно будет упразднить. «Зачем нужны оценки, если при поступлении в вуз выпускнику все равно придется каждый раз сдавать ЕГЭ, – публично подверг чиновник сомнению существующий школьный миропорядок.
Виктор Болотов покусился на священную корову нашего образования. Сделал это осознанно. Глава Рособрнадзора ждет, что развернется широкая дискуссия по данной теме. Публичная дискуссия предшествовала, кстати, и ряду нововведений, которыми сегодня, кажется, уже пресытилось население. У нас ведь как: сначала спрашивают, получают отрицательную реакцию общественности... и затем делают, как задумали.
Первая реакция на реплику главы Рособрнадзора, а мы успели обзвонить несколько директоров хороших школ, – это шок. «За отменой школьных аттестационных оценок придет хаос, – ответила нам после минутного замешательства директор московской гимназии № 1518 Марина Фирсова. – Не секрет, что школьная аттестационная оценка – это мотивирующий фактор обучения. С мотивацией сегодня итак неважно, отмена же аттестата добьет школьное образование окончательно. Речь идет о полной ломке существующей системы».
«Может возникнуть предположение, что старшеклассники в связи с этим заявлением Виктора Болотова могут перестать учиться вообще, – директор образовательного центра «Царицыно», член Общественной палаты Ефим Рачевский оказался готов к разговору об аттестационной отметке, – только давайте посмотрим, как учатся они уже сегодня. Как раз вчера я приехал из Нижнего Новгорода, где выступал с лекцией. И мы провели опрос примерно 450 нижегородских школьников. Выводы таковы: треть школьников изучают все школьные предметы серьезно, треть – всего лишь время от времени, треть – игнорирует учебу вовсе. Россия остается единственной страной в мире, где на старшей ступени в школе изучаются 14–18 школьных предметов одновременно. Так получилось в результате внедрения в школы профильного образования. Кстати, в Великобритании старшеклассники изучают четыре предмета, в Дании – тоже».
Напомним, правительство предполагало, что профильная школа закрепит выбор самим учеником нескольких предметов для изучения. Учитывалось, что именно в старшей школе окончательно формируется отношение школьника к своей будущей карьере. В последние два года ученик берется за сознательную подготовку себя к будущей жизни и бросает все силы┘ максимум на три-четыре нужных предмета. Профильная школа должна была эту идею закрепить. Но получилось иначе. Появились просто еще дополнительные уроки. Дошло до критических чисел, озвученных выше.
«На все ненужные им предметы наши старшеклассники, по их молодежному сленгу, «забивают», – заявил «НГ» Ефим Рачевский, – просто из чувства самосохранения. Если бы результаты ЕГЭ прошлого года шли «без купюр», то был бы, уверяю вас, скандал российского масштаба. Я имею в виду тот факт, что в прошлом году не ставили двойки по ЕГЭ в школьные аттестаты. Выставлялась оценка на балл выше. Как раз та, которую ставили школьные учителя своим ученикам с «широко закрытыми глазами». Если бы учителя поставили те отметки, что школьники действительно заслужили, страна имела бы еще вчера 200 тысяч двоечных аттестатов. В этом году миндальничать не будут. Никаких поблажек. Теперь представьте себе на минуту масштабы предстоящего политического скандала! Своим заявлением Виктор Болотов, наверное, просто страхуется. И заодно призывает общество: «Давайте перестанем врать друг другу!» Я расцениваю это именно так!»
Похоже, дискуссия, которую ожидает Виктор Болотов, пойдет по обрисованному выше сценарию. Споры консерваторов и радикалов опять столкнутся вокруг первопричины – единого экзамена. Аттестационные отметки – это, конечно, не единственное жертвоприношение идолу под названием ЕГЭ. А, собственно, что произойдет, если будут отменены итоговые оценки? Они давно уже ничего не решают. Это раньше при поступлении в институт на собеседовании брался во внимание средний школьный балл. ЕГЭ отменяет аттестационную оценку. Все это понимают, но боятся произнести «крамолу» вслух. Виктор Болотов сказал. Ну и что? А то, что это лишь начало. Дальше – глубже. Уже идет процесс деления школ на школы «для всех» и «для избранных». Не за горами деление вузов – для всех и для элиты. Дойдем и до дифференциации детсадов. А что вы хотели! Переставать врать – это значит признать неравноценность школьного образования, получаемого сельскими и городскими школьниками. ЕГЭ это уже выявил. Когда диплом МГУ приравнивается к диплому частного вуза, расквартированного в многоэтажном доме, – это тоже нечестная игра. Разве можно им выдавать одинаковые дипломы? Дипломы должны быть разные. Дальше финансирование. Обучение школьников «лишним» предметам идет за счет бюджета. Кто это потерпит?
В общем, кто против игры по-честному? Только ведь она предполагает достойное поведение обоих партнеров. А играет ли государство по-честному? Создало ли оно условия для населения? Например, как насчет равнодоступности качественного образования для всех?