Когда эпопея с развертыванием системы ПРО США в Европе только начиналась (примерно полтора года назад), лейтмотивом выступлений российских официальных лиц было высказывание о том, что если система направлена против Ирана, ее следовало бы разместить в Турции, а не в Польше и Чехии. И вот США заявили, что действительно хотят разместить часть элементов системы в Турции. Радости в Москве по этому поводу почему-то нет, хотя мечта сбылась. Скорее всего очень скоро мы услышим о том, что «Россию окружают».
Вообще-то на сегодняшний день система ПРО США с крайне ограниченными возможностями (как в количественном, так и в качественном отношении) развернута только на территории самих США – на Аляске и в Калифорнии. За пределами США никакой ПРО пока нет, есть только миф, раздуваемый до все более огромных размеров как самой Америкой, так и ее оппонентами во главе с Россией.
До сих пор остается непонятным, зачем Америке нужна эта система. В США действительно антииранская паранойя? Или они хотят развернуть систему наблюдения за Россией, а также разместить в Польше не противоракеты, а ракеты средней дальности для удара по Москве? А эта версия не напоминает ли такую же паранойю, только уже антиамериканскую? Пентагон и ВПК хотят обеспечить себя заказами надолго? Вашингтон на самом деле никакую систему не создает, а проверяет своих союзников на готовность сотрудничать с ним в самых критических вопросах? Или имеет место синтез всех этих вариантов или по крайней мере некоторых из них?
Уже полтора года все занимаются гаданиями, поскольку ни одна из подобных версий серьезных подтверждений так и не получила. При этом не может не впечатлять активность администрации Буша в проталкивании ПРО. Эта активность наводит на мысль о том, что в Белом доме и Пентагоне хотят застолбить место, чтобы никакая следующая администрация не смогла бы отказаться от реализации проекта. Ведь вполне вероятно, что если новым президентом США станет, например, Барак Обама, он урежет финансирование ПРО до величины, позволяющей лишь поддерживать функционирование позиционных районов на Аляске и в Калифорнии. А районов за пределами США (ни в Польше, ни в Чехии, ни в Турции) просто не будет, если их строительство к тому времени не начнется.
Удивление до сих пор вызывает и реакция Москвы: зачем она так заходится? Все-таки ПРО сейчас слишком убога, чтобы хоть как-то угрожать российским стратегическим ядерным силам (СЯС). Не вполне понятно, почему так ужасно будет, если радары из Чехии и Турции станут «заглядывать» на территорию России. Наша территория и так находится под ежесекундным контролем многочисленных американских ИСЗ, работающих в различных диапазонах электромагнитного спектра. Еще одна или две наземные РЛС ничего принципиально нового в эту картину не внесут. Тем более насчет версии о ракетах средней дальности – это все же явная паранойя.
Тем не менее российская истерика имеет рациональную основу. В реальности под рассказы о «восстановлении мощи Вооруженных сил» у нас происходит такая быстрая и, не исключено, необратимая деградация СЯС РФ, что через 10–15 лет даже самая убогая ПРО станет для них серьезнейшей проблемой.
В итоге США, даже если они действительно отражают несуществующую угрозу со стороны Ирана или обеспечивают собственный ВПК заказами, получат возможность полностью парировать угрозу со стороны России. В этом случае Москве лишь останется делать замечательный выбор – откуда слушать приказы, из Вашингтона или из Пекина? Впрочем, Вашингтон и Пекин могут обсудить данный вопрос и без нашего участия.
Независимо от истинных намерений США, угроза со стороны их полувиртуальной ПРО парируется путем не очень значительных усилий. Видимо, проблема в том, что наш ВПК потерял возможность осуществить даже эти усилия. По крайней мере происходящее сейчас с нашими СЯС и ВС в целом свидетельствует именно об этом. Излишне говорить, что Вашингтон в этом совершенно не виноват. Но странно предполагать, что он будет слушать наши истерики и, главное, слушаться их.