0
1542
Газета Политика Интернет-версия

17.03.2008 00:00:00

Сталинская нежность за два червонца

Светлана Гамзаева
Собственный корреспондент "НГ" в Нижегородской области

Об авторе: Светлана Гамзаева - собственный корреспондент "НГ" в Нижегородской области.

Тэги: сталин, реклама


Пельмени «Сталинские нежные» выпускает нижегородское мясоперерабатывающее предприятие «Айсберг». Они упакованы в ярко-красные пакеты, посередине черно-белая фотография Иосифа Виссарионовича с характерными усами. На упаковке сверху нарисована звезда с серпом и молотом, а по бокам – колоски и слоган: «Жить стало лучше, жить стало веселее». Фраза, сказанная генералиссимусом в разгар репрессий, когда за пять колосков, срезанных с поля, людям грозил расстрел с конфискацией имущества. Пельмени расфасованы по 400 граммов и стоят 17 руб. 80 коп.

«Айсберг» расположен в поселке Ужовка. Один из девизов предприятия гласит: «Верность русским традициям». Кроме «Сталинских нежных» здесь производят пельмени и с более безобидными названиями: «Русские», «Таежные», «Байрам», «Полярные», «От Емели»┘

Руководство «Айсберга» шифруется не хуже самого Сталина, как известно, обожающего секретность и не выносившего публичности. По телефону, значащемуся на сайте как приемная, корреспонденту «НГ» заявили, что здесь расположен автопарк, и предложили другой номер, по которому можно будет связаться с исполнительным директором. Однако там сообщили, что вообще никакого начальства на предприятии не будет как минимум в течение ближайших четырех дней и «вообще это столовая». По телефонам, указанным как маркетинговый отдел, оказались другие компании. И лишь в бухгалтерии «НГ» сообщили, что «Сталинские нежные» пользуются популярностью в самых разных регионах страны. Вспомнить автора идеи назвать пельмени столь необычно там, правда, не смогли. Но заметили, что мысль окрестить продукт именем вождя оказалась вполне своевременной, потому что в народе сейчас сильна ностальгия по советским временам.

Правда, на прайс-листе компании, выложенном на сайте «Айсберга», слово «сталинские» опущено. Там значатся только «нежные» пельмени. Хотя именно благодаря этой продукции доселе скромное предприятие в поселке Ужовка теперь известно на всю страну.

Слава «Айсберга» и его пельменей началась буквально на днях – после того как один из блогеров, житель Сыктывкара, выложил фотографию с упаковкой «Сталинских нежных» в интернете, и весть о них стала распространяться по сети, а затем попала и в информационные агентства. Народ обсуждает теперь в ЖЖ, насколько этичен и удачен новый бренд. Заодно и делится впечатлениями после съеденного: пельмени, мол, как пельмени, никакой нежности к вождю после них не испытываешь. «Если стошнит, то нежно», – заметил кто-то.

С гастрономической точки зрения пельмени, правда, безобидны. Фарш «сталинских» содержит говядину и сою, которая, видимо, и призвана придать нежности продукту. Хотя до сих пор слова «фарш» и «Сталин», произнесенные вместе, рождали скорее ассоциации с метафорической людской мясорубкой и напоминали о миллионах человеческих жертв. И вот теперь это словосочетание означает съедобный продукт.

«Сейчас советская культура и ее элементы становятся антиквариатом и музейной ценностью. И эту тенденцию уловили создатели бренда, – считает директор Нижегородского центра социально-экономической экспертизы профессор Андрей Дахин. – Признаками этой волны стали магазины, которые торгуют старыми вещами, кафе с советской символикой. А теперь в таком стиле стали появляться и продукты питания».

В Нижнем Новгороде есть сразу несколько «советских» кафе – «Приют усталого тракториста», «Город Горький», «СССР», «Памяти товарища», причем в двух последних портреты товарища Сталина присутствуют как безобидные элементы декора. Вот и пельмени «Сталинские нежные» вряд ли способны добавить энергии демоническому облику генсека, поскольку превращают генералиссимуса в банального носителя бренда. Изображенный на упаковке, Сталин становится героем поп-культуры, рекламирующим продукты массового потребления. Генсек оказывается на одном уровне с Юлией Высоцкой, стирающей «Ариэлем», Веркой Сердючкой с «Тайдом» и не менее страшен, чем Майкл Джордан в рекламе Nike или Карелин с соком «Чемпион».

Кстати, несколько лет назад в Омске висели билборды «Мы за пельмени Путина». А потом президент собрался посетить город, и перед его приездом слово «Путина» закрасили краской. Осталось только «Мы за пельмени». Закрасили, потому что имя политика рядом с названием пельменей не на пользу его статусу.

По российскому телевидению недавно прошли сериалы, в которых Сталин пусть и не Элвис, но его образ явно утрирован: или комичен, или нарочито темен, как Синяя Борода. Такое сегодня и смотрится, и продается. Вскоре голливудская кампания Miramax собирается снимать фильм о молодом Сталине, которого, как ожидается, сыграет Джонни Депп, любимый актер мрачного режиссера-сказочника Тима Бёртона.

«Вождь всех времен и народов» становится все более попсовым персонажем. Его образ перестал быть сакральным воплощением зла, а значит, и потерял магическую власть в коллективном бессознательном. Он уже не тот, прежний: для одних – объект культа, для других – демонический архетип, грозящий повернуть историю вспять, к репрессиям и тоталитаризму. Он тиражируется и поэтому подвергся деконструкции, утратил былую энергетику.

Похожая история произошла, например, с Че Геварой. Сначала Че олицетворял революцию, потом банальный бытовой протест, а теперь вообще ничего не олицетворяет. Сейчас его портрет изображают на маечках цвета фуксии и украшают люрексом и стразами. И это уже даже не модно.

Вот и Сталин обрастает мишурой. Этот призрак, став коммерческим брендом, потерял способность пугать. Он уже не тень отца Гамлета. Скорее бедный Йорик.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1564
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
976
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
697
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
964

Другие новости