Риски, которые несет с собой изменение климата, реальны. В этом году подавляющее большинство призывов об оказании гуманитарной помощи было обусловлено климатическими явлениями. Речь идет не просто об экологическом вызове, каким бы неотложным и важным он ни был. Изменение климата также вызывает серьезные политические риски и угрозы безопасности, которые напрямую затрагивают европейские интересы.
На этой неделе я представлю доклад, подготовленный совместно с Еврокомиссией, главам государств и правительств ЕС. Его главный аргумент – изменение климата уже оказывает серьезное влияние на международную безопасность. В последующие годы эта тенденция продолжит усиливаться. И нам необходимо срочно приступить к действиям по защите своих интересов.
Изменение климата следует рассматривать прежде всего как множитель угрозы, который усугубляет напряженность внутри стран и между ними. Оно угрожает создать чрезмерную нагрузку на страны и регионы, подверженные нестабильности. Критической переменной выступает управление. От того, насколько успешно правительства урегулируют конфликты сегодня, зависит, как они будут реагировать на последствия изменения климата в дальнейшем.
Более насущной становится необходимость придерживаться принятых нами обязательств по сокращению выбросов парниковых газов. Нельзя прекращать деятельность по смягчению последствий и по приспособлению к неизбежному изменению климата. Необходимо также реагировать на угрозы международной безопасности, порожденные изменением климата.
Выделю лишь три угрозы. Во-первых, конфликт из-за ресурсов, особенно в тех случаях, где доступ к ним политизирован. Сокращение пахотных площадей, повсеместная нехватка воды, сокращение запасов пищи и рыбы, усиление наводнений и продолжительных засух – число этих явлений возрастет во многих регионах. Африка является самой уязвимой для изменения климата.
Вторая угроза – усиление миграции. ООН прогнозирует, что к 2020 году «экологические» мигранты будут исчисляться миллионами. Такие массовые миграционные потоки, вероятно, увеличат число конфликтов в регионах транзита и оседания. Это способно привести к усилению напряженности между различными этническими и религиозными группами и политическому радикализму.
В-третьих, что будет с нефтью, газом и рыбными ресурсами, если границы и территории меняются? Сохранятся ли права и обязанности у страны, потерявшей сухопутную территорию, что, согласно прогнозам, произойдет с рядом островов в Тихом океане? Что будет, если Северо-Западный проход станет судоходным в любое время года? Если подойти к этому с умом, такой поворот сулит огромные возможности. Но в отсутствие одобренного международного механизма по разрешению территориальных претензий, как в случае с Арктикой, политическая напряженность увеличится.
Если международное сообщество не сумеет ответить на эти угрозы, возникнет риск для многосторонней системы. Те, кого изменение климата коснется в первую очередь, несут меньшую ответственность за его возникновение. Это способно породить конфликтность как по линии Север–Юг, так и Юг–Юг, столкнув крупнейших эмитентов парниковых газов с наиболее страдающими от этого странами.
Что мы предлагаем? Во-первых, наращивать возможности ЕС по всем направлениям – от мониторинга и раннего предупреждения до предотвращения конфликтов, кризисного управления и устранения последствий стихийных бедствий. Нам следует выделить необходимые финансовые ресурсы.
Во-вторых, мы также должны развивать «углекислотную дипломатию». Необходимо более детально исследовать и провести совместный с партнерами анализ, чтобы выявить горячие точки в сфере безопасности и определить, как нам лучше решить эти проблемы. По всему спектру наших отношений следует информировать стороны о последствиях изменения климата для безопасности и создавать возможности в странах, которые примут на себя самый сильный удар.
В-третьих, необходимо посмотреть, выдержат ли существующие правила игры испытание климатом. Растет необходимость уделять большее внимание обострившимся спорам вокруг территориальных требований, эксклюзивных экономических зон и доступа к новым торговым маршрутам. Возможно, необходимо укрепить существующие нормы международного права, в частности морского права. Некоторые страны также выступают за международное признание миграции, вызванной экологическими причинами.
Научные споры вокруг изменения климата завершены. Даже если бы мы сегодня навсегда затушили все огни, назавтра мы не избежали бы последствий уже имевших место выбросов, и готовиться к ним надо сейчас. То же относится и к последствиям в сфере безопасности. Возглавить международную кампанию по решению проблем, связанных с изменением климата, должна Европа.