Список семи смертных грехов знаком многим, кто читал Данте или Умберто Эко: гордыня, зависть, обжорство, похоть, гнев, алчность, лень... Не так давно, в 90-е годы, их «популяризовал» режиссер Дэвид Финчер в триллере «Семь». В католической традиции этот список существует с VI века, со времен Папы Григория Великого. Теперь Ватикан решил его обновить, привести в соответствие с современностью. В конце прошлой недели ватиканский официоз, газета L’Osservatore Romano опубликовала новый список peccata capitalia.
Отныне к смертным грехам Католическая церковь относит загрязнение окружающей среды, генную инженерию, торговлю наркотиками, аборт и педофилию. Вечные мучения после смерти ждут и тех, кто обогащается «до неприличия» и создает социальное неравенство. Адом пригрозили с Ватиканского холма врачам, ученым, преуспевающим предпринимателям и политикам, не заботящимся о бедных и неимущих. Негативное отношение Ватикана к вышеперечисленным явлениям ни для кого не секрет. Просто сейчас этому отношению решили придать особо устрашающую форму.
Старый список, в общем, клеймил состояния души, мотивы поступков. Теперь Церковь обрушивает свой гнев на конкретные деяния, не распространяясь о мотивах и степени прегрешения. Совершают ли смертный грех туристы, оставляя после себя в лесу пустые банки, бутылки и презервативы (использование которых и без того осуждается Католической церковью)? Автомобилисты, загрязняющие воздух выхлопными газами? Капитан нефтяного танкера, потерпевшего крушение? Грешник ли врач, делающий аборт изнасилованной девушке или женщине, чьей жизни и здоровью угрожают роды? Или сама женщина, решившаяся на такой аборт? Наша жизнь полна конкретики и особых случаев, Ватикан же их последовательно игнорирует. И тем самым теряет верующих в Западной Европе и США.
Упоминание «чрезмерного» богатства и социального неравенства в списке смертных грехов – явный реверанс в сторону третьего мира. Риторика Ватикана при Бенедикте XVI постепенно «левеет». Сегодня Католическая церковь начала сдавать позиции даже в Латинской Америке и изо всех сил пытается остановить этот процесс. Но как этого добиться? Латиноамериканцы, еще вчера бывшие католиками, переходят в протестантизм. Пасторы-пятидесятники идут к людям, не чураясь грязи и нищеты. Многие католические священники отгородились от мира стеной и людей видят только по воскресеньям во время мессы. На это сетует не только местная пресса, но и либерально настроенные иерархи Церкви. Переломить негативную тенденцию можно, поощряя инициативных священников на местах, а не сдувая пыль со средневековых регистров. Голос L’Osservatore Romano в венесуэльских или бразильских трущобах не звучит так громко и внушительно, как хотелось бы издателям газеты.
В новом списке смертных грехов нашлось место педофилии. Иначе и быть не могло. Скандалы вокруг священников-педофилов вспыхивают то тут, то там. В Соединенных Штатах некоторые епархии Католической церкви год за годом не могут смыть с себя это позорное пятно. В Ватикане не скрывают: проблема есть. Но как ее решать? Священник допускает насилие над ребенком не потому, что не знает о существовании ада. А потому, что «посвятить жизнь Церкви» решаются люди с разными характерами и наклонностями, подчас весьма дурными. Монастырский устав, церковная дисциплина не лечат такие наклонности, а подавляют их, загоняют вглубь, не притупляют, а, наоборот, обостряют. Как только священник осознает свою власть над людьми, в том числе и над малолетними, дурное семя прорастает. А отношения между священником и ребенком – это именно отношения власти, какими светлыми и теплыми словами их ни описывай.
В Русской православной церкви католических «коллег» понимают. «Католическая церковь уточняет определения некоторых грехов в связи с новыми явлениями в нашей жизни, – сообщил мне протоиерей Всеволод Чаплин. – Суть греховности остается во все века одной и той же, но новые времена порождают новые проявления греха, например, использование науки в преступных целях». То есть представления о грехе не пересматриваются, а корректируются. Меняется лишь «упаковка».
Католическая церковь пытается идти в ногу со временем. Только при этом она нередко использует по сути своей старые, неработающие методы. Церковь полагает, что запугать адскими муками – значит изменить мир к лучшему. На самом деле, меняя мир, начинать нужно с себя.