Зампред ЦИКа Станислав Вавилов: «В чем заключается смысл массового направления жалоб в Центризбирком?»
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)
Руководство ЦИКа явно сделало организационные выводы из неудачной практики подведения итогов парламентской кампании. Президентские выборы были подытожены прямо накануне 8 Марта, так что голоса наиболее активных критиков, заявлявших о многочисленных нарушениях законодательства, потонули в атмосфере праздника весны.
Напомним: оглашение окончательных результатов выборов в Госдуму превратилось в болезненную для руководства ЦИКа процедуру. Представители оппозиционных партий, в первую очередь КПРФ и СПС, потребовали тогда в соответствии с законом рассмотреть жалобы на многочисленные нарушения, допущенные в день голосования, и приобщить их к итоговому протоколу.
К такому же мнению склонились и некоторые представители ведомства Владимира Чурова. В итоге руководство ЦИКа, стремившееся как можно быстрее «подбить бабки», прибегло к «интересным» с юридической точки зрения методам. Жалобы не были рассмотрены в положенный срок, поскольку их сочли простыми обращениями, не требующими ответа.
Однако на этот раз в Центризбиркоме, судя по всему, были сделаны все необходимые оргвыводы. Во-первых, чтобы погасить пыл оппозиции, ЦИК приступил к подведению итогов поздно вечером 7 марта, когда вся страна уже находилась в самом разгаре праздничных торжеств. А во-вторых, зампред ЦИКа Станислав Вавилов, которому выпала участь быть главным докладчиком, нанес упреждающий удар по позициям коммунистов. Согласно официальной статистике, за период 2–3 марта в ЦИК поступило 220 жалоб, причем автором более 130 из них выступил один член ЦИКа с совещательным голосом от КПРФ Андрей Клычков. По словам Вавилова, в день голосования представители коммунистов организовали настоящие «мануфактуры по штамповке жалоб под копирку». Представитель ЦИКа заострил особое внимание на фактах небрежности, допущенных представителями КПРФ. Например, коммунисты Оренбуржья, рассказал Вавилов, почему-то обратились с жалобой к губернатору Магаданской области.
За период с 3 по 7 марта в ЦИК поступило еще 287 жалоб с указанием на нарушения, допущенные на избирательных участках. Также стали известны 18 «особых мнений» членов региональных избиркомов. Рассмотрения именно этих документов до окончательного оглашения результатов и добивались представители КПРФ вечером предпраздничной пятницы. Однако в ведомстве Чурова, чтобы избежать новых скандальных разбирательств, прибегли к бюрократической хитрости. Ведь, по словам Вавилова, сами заявители усложнили порядок рассмотрения жалоб, поскольку обратились с ними в Центризбирком, а не в участковые или территориальные избиркомы. «В чем заключается смысл массового направления жалоб в ЦИК России? – укорял Вавилов представителей КПРФ. – Эти вопросы должны решаться на местах в оперативном порядке. На пересылку обращений к нам уходит значительное время».
Таким образом, руководство ЦИКа убило двух зайцев сразу. С одной стороны, Владимир Чуров может с гордостью указать на «корзиночку» с рассмотренными жалобами и отметить, что ни одно заявление не осталось без внимания. С другой стороны, само рассмотрение, как и прежде, свелось к банальному «отфутболиванию» жалоб в нижестоящие комиссии или в правоохранительные органы.
Коммунисты, подвергнувшиеся предупредительной атаке и потому вынужденные оправдываться, тем не менее сделали все, чтобы благостная картина президентской кампании не обошлась без ложки дегтя. Например, тот же Клычков напомнил, что ЦИК должен принимать решение через 10 дней после дня голосования, и назвал «позицию по ускорению» подведения итогов голосования странной. Другой член ЦИКа с совещательным голосом от КПРФ Андрей Чупанов объяснил, что направление всех жалоб в Центризбирком было вынужденным – в нижестоящих комиссиях от них попросту отмахивались. Эту позицию поддержал и член ЦИКа от КПРФ Евгений Колюшин, который выступил с традиционным «особым мнением». «На заседании комиссии не была рассмотрена ни одна жалоба», – сообщил Колюшин. Согласно его собственным наблюдениям, во время кампании был нарушен принцип свободы выборов, а рекордные показатели явки получены в том числе за счет «неправовых механизмов». Выступивший же следом за ним глава юридической службы КПРФ Вадим Соловьев охарактеризовал выборы как «не соответствующие международным демократическим стандартам». Позицию Центризбиркома он назвал «страусиной».
Впрочем, гневные реплики коммунистов не повлияли на неумолимый ход событий. Представители других политических партий поспешили заявить, что мелочные претензии КПРФ «не соответствуют торжественности момента», и посоветовали коммунистам «приподняться над узкопартийными интересами в интересах страны». «Нет ни одного заявления, которое ставило бы под сомнение результаты выборов в стране», – отметил в своем докладе Станислав Вавилов, и это прозвучало как приговор.