Медведев формально еще не президент, но уже очень актуальное искусство.
Фото Григория Тамбулова (НГ-фото)
Не успел еще ЦИК РФ официально подвести итоги выборов президента, как образ преемника–победителя получил свое место в искусстве. В «Галерее одной картины» Фарид Богдалов предложил на выбор два свежеиспеченных портрета Дмитрия Медведева. Заявлено, что это начало новой серии, в ней будет исследовано влияние власти на человека – на нового президента. Творцы прежней путинианы спешат застолбить свое первенство в иконографии нового кумира.
По замыслу Богдалова, эти «исторические» и «психологические» портреты должны обновляться раз в полгода-год на протяжении четырех–восьми (и т.д.) лет. Чтобы фиксировать перемены.
Медведев, знамя, Кремль, небо – как «Ночь, улица, фонарь, аптека┘». На главных часах страны застыли 0 часов 8 минут. Бок о бок висят два вроде бы одинаковых портрета. На самом деле тот, что слева, якобы более романтичный в противовес правому (видимо, имеется в виду, что на то он и правый), более прагматичному и деловому, с устремленным на зрителя взглядом. Созданы на удивление оперативно – чуть более чем за сутки – сразу после объявления результатов. Тот, что сочтут лучшим (за три недели показа), войдет в будущую выставку. Другой – не исключено – будет продаваться.
Действительно, тут такое дело – зевать нельзя. Хотя не было еще официальной инаугурации, хотя даже в крупных московских магазинах еще не знают, когда путинские фотопортреты сменятся медведевскими (еще не поступали), но запечатлеть президента надо быстрее. Успеть первым. И это, кажется, получилось – Богдалов опередил даже Никаса Сафронова, выразившего желание писать Медведева прямо 2 марта в информационном центре «Выборы-2008». Портрет будет замечен (тем более что несколько лет назад у Богдалова с Медведевым состоялось личное знакомство) – и, чего доброго, сыграет на создание нового бренда, новой иконографии парадного президентского портрета.
Собственно, возвращаясь к вопросу о выборе между картинами, – это, на взгляд критика, кокетство. Выбор из Медведева и Медведева. Чем-то перекликается с самими только что прошедшими выборами. Ответ известен. Как игра в прятки, где, если что, – «я за шкафом».
Есть придворные поэты (поэты–певцы, в широком смысле слова). Есть художники, играющие с образом власти или просто с растиражированными медийными образами. Поп-арт в приложении к власти, с которым по крайней мере отчасти связаны и Фарид Богдалов, и также внесшие свой вклад еще в путиниану Дмитрий Врубель и Виктория Тимофеева, – это сплошные подводные камни. Берешь реалистичное изображение (фотографию или точное живописное воспроизведение) – и вперед. Вот только дальше уже непонятно, пошутил ты, играешь с медийным образом или и впрямь поешь оды власть имущим. Так было с грандиозным и нашумевшим проектом Фарида Богдалова и Сергея Калинина «Торжественное заседание Федерального собрания» 2002–2005 годов, перенесшим на современную почву репинское «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» (1901–1903, Государственный Русский музей).
Из 89 персонажей кандидатура Путина была принята без обсуждений, остальные выбирались путем голосования общественности на специально созданном сайте. Сама картина оценивалась тогда в миллион долларов, цена живописных эскизов колебалась в среднем от 20 до 40 тыс. долл.
Пара Врубель–Тимофеева (помимо знаменитого поцелуя Брежнева и Хоннекера, увековеченного Врубелем) прославилась предъюбилейным календарем на 2002 год с Путиным на каждый месяц – «Двенадцать настроений президента». И другими изображениями – «Mr. Putin» с бабочкой и сигарой, Путин в кимоно┘ Затем, в 2004-м, состоялся аукцион в Доме музыки. Средства от продажи серии «Портрет эпохи» (рядом – государственные мужи и простые, часто неблагополучные люди) пошли на строительство школы в Беслане. Но многие тогда отмечали, что благотворительная акция приобрела окрас собственного раскручивания, а сарказм в отношении власти затух и выдохся, когда работы попали в официальные приемные.
Другой видный в путиниане и подавший заявку на участие в будущей медведиане – Никас Сафронов, обойденный в нынешней портретной промоушен-акции Богдаловым. Персонаж светских хроник Сафронов пишет и звезд кино, и президентов. Например, в творении 2000 года Владимир Путин стоит на фоне портьеры и не очень правдоподобного с точки зрения топографии, но все же вида Кремля и храма Христа Спасителя. А в работе 2001-го Леонид Кучма стоит на фоне флага и Софии Киевской. Схема парадного портрета понятна.
Всякое подобного рода творчество – как ни крути, удобный способ выслужиться. Постмодернистская игра остается в сознании художника, портрет остается...
В сети уже есть предложение заказать официальный портрет прошлого или нынешнего президента в мастерской Союза художников. Более «демократичные» творцы с Арбата просят что за одного, что за другого от 2 тыс., нужно только принести фото.
Мораль такова: необходимо поспевать за властью (Богдалову куда приятнее теперь первым представить Медведева, чем некогда Путина в «Торжественном заседании Федерального собрания», когда Владимира Владимировича уже многие почтили своей кистью и фотокамерой). И поспевать за властью правильной: тот же «герой дня» Фарид Богдалов говорит, что будущего американского президента или Папу Римского написал бы, а вот исследовать влияние власти на политических неудачников ему неинтересно.
Получается, есть такие заветные формулы в искусстве, что позволяют художникам быть обеспеченными (вопреки существующим консервативным представлениям). Как есть, оказывается, набор букв, которые в разных комбинациях образуют связанные понятия: «власть»–«слава»–«всласть». Вопрос остается в том, что и кому должно искусство, чтобы не остаться в долгу перед самим собой.