Вчера в Саратове прошли выборы председателя Конференции католических епископов России (ККЕР). Некоторые обозреватели полагали, что от них зависело, кто возглавит католиков в России. Выборы несли в себе определенную интригу: будет ли глава Новосибирской епархии Йозеф Верт возглавлять конференцию еще три года? Или ему предпочтут нового архиепископа Московского Паоло Пецци? К полудню все было известно. Епископы вновь избрали иезуита Верта, 55-летнего немца, родившегося в Казахстане, – единственного среди них гражданина России.
Вообще Конференция католических епископов России – громкое название. Комиссий в ККЕР восемь, зато епископов всего четверо – Верт, Пецци, восточный немец Клеменс Пиккель в Саратове и белорусский поляк Кирилл Климович в Иркутске. И едва ли в обозримом будущем состав конференции расширится – решись Ватикан основать в России еще одну епархию, отношения с Московским патриархатом окажутся на грани краха. Вот и заседают российские католические епископы вчетвером. В присутствии официального представителя Ватикана архиепископа Антонио Меннини.
Архиепископ Меннини – неизменный гость заседаний ККЕР. И вчера он находился в Саратове. На бумаге (то есть в Кодексе канонического права) написано, что Конференции епископов сами выбирают своего председателя. Ватикан не дает им никаких рекомендаций, а его представители членами конференций не являются. Между тем с российских епископов Святой Престол глаз не спускает. Антонио Меннини не только отправляет в Рим отчеты в духе «собрались, обсудили, приняли к сведению, постановили», но и доносит до епископов точку зрения Ватикана. Выборы председателя ККЕР – не исключение. Лишь на первый взгляд может показаться, что при Бенедикте XVI Святой Престол переключился на вызовы секуляризма в Европе и утратил интерес к России. Никак нет! Недавнее назначение на Московскую кафедру итальянца Паоло Пецци вместо Тадеуша Кондрусевича – тому свидетельство.
Еще 4 марта в некоторых российских СМИ можно было увидеть заголовки такого рода: «В Саратове выбирают главу российских католиков». Как же так, ведь мы привыкли называть главой российских католиков Московского архиепископа?! Раньше Кондрусевича, теперь Пецци. На сайте procatholic.ru эту дилемму попытался разрешить главный редактор католической газеты «Свет Евангелия» Виктор Хруль. Он написал, что все епископы – суверенные главы своих епархий, лично подотчетные Папе Римскому. Российских католиков не возглавляет ни Пецци, ни Верт. Они могут в разных ситуациях представлять Католическую церковь в России, выступать от ее имени. А «самый главный» у российских католиков – Римский Понтифик.
Совершенно верно, глава всех католиков – Папа. Когда в Католической церкви учредили Конференции епископов (это произошло после II Ватиканского собора (1962–1965), энтузиасты реформ увидели в этом знак перемен. Рим делится властью с «регионами», теперь они смогут решать свои проблемы в обход ватиканской бюрократии. В действительности оказалось, что никаких важных решений конференции принять не могут. Все упиралось в букву канонического права, а главные его интерпретаторы заседали в ватиканских кабинетах. Конференции – это хорошо, но правила игры должны быть едиными. После того как в Латинской Америке появились революционеры в рясах, «теологи освобождения», Ватикан закрутил гайки. Децентрализация власти в Католической церкви осталась на бумаге и в мечтах реформаторов.
Однако, может быть, председатель конференции – самый авторитетный и влиятельный иерарх? Отнюдь. Влиятельность зависит от возглавляемой кафедры. В России такой кафедрой является Московская. Епископ Йозеф Верт может достойно представлять Католическую церковь в России на любом европейском форуме, но российскую политику надо сверять по московскому, а не новосибирскому времени. Де-факто католики в России – меньшинство, причем меньшинство, порой раздражающее господствующую в стране Русскую православную церковь. Волею судьбы в Москве находятся Паоло Пецци и Антонио Меннини. И именно они представляют интересы Католической церкви в нашей стране. Именно от них зависят отношения России и Ватикана. Именно так устроена вертикаль ватиканской власти, и с этим ничего не поделаешь.