Дмитрий Медведев уверенно победил на президентских выборах. Хотя некоторые западные наблюдатели выражают обеспокоенность возможными подтасовками в ходе голосования, внутри России победу Медведева вряд ли кто может оспорить. Медведев – лучший выбор для Запада из имевшихся претендентов на пост президента России, хотя он и не будет в одиночку определять политику страны в краткосрочной перспективе. В дальнейшем же Медведев имеет все шансы стать самодостаточным президентом.
Политическая передача власти, которая в последние два года так интересовала всех имеющих отношение к России, завершается. Кремль может вздохнуть с облегчением: его человек успешно преодолел избирательный процесс, получив 70,22% голосов. Результаты других кандидатов были значительно хуже.
Международные комментаторы выразили обеспокоенность, как им показалось, высокими показателями явки, за которыми они заподозрили подтасовку итогов голосования. Оппоненты Кремля справедливо указывают на несправедливое освещение в СМИ деятельности кандидатов и на огромную разницу стоявших за ними ресурсов.
Но в конце концов, даже не прибегая к мошенничеству, кандидат Кремля все равно бы победил. Во-первых, существенная часть избирателей по-настоящему поддерживает российское правительство, в котором Медведев является первым вице-премьером. Они считают улучшение условий жизни заслугой нынешних властей, справедливо это или нет. Во-вторых, в стране, где партийная политика не играет той роли классовой и социальной дифференциации, как на Западе, другие кандидаты не могли противопоставить достойной альтернативы обещанию Медведева обеспечить дальнейший экономический рост. Их предвыборные манифесты в общем свелись к посулам перераспределить богатства в пользу бедных (у Геннадия Зюганова), «преподать Америке урок» (у Владимира Жириновского) и обеспечить победу России на ЧМ по футболу (у Андрея Богданова).
Ни один из опальных претендентов, включая тех, кто занимает более радикальную позицию к Кремлю и кому не разрешили участвовать в гонке, не может вывести людей на улицы и опротестовать результат голосования. Таким образом, все международные и внутрироссийские протесты – это всего лишь риторика, которая никак не отразится на передаче власти от Путина Медведеву.
Медведев вступит в должность 7 мая, а Путин, по официальному сценарию, станет премьером. Сейчас многие считают, что Путин выбрал Медведева как слабого и надежного партнера, который не мешал бы ему управлять правительством. На первый взгляд Медведев сейчас и вправду скорее выделяется качествами трудолюбивого администратора, чем жадного до власти политика. Но мало кому удавалось противостоять соблазнам власти, особенно тем, за кем оставалось последнее решение в самых значимых мировых столицах. Если полнота власти не испортит Медведева, он скорее превратится в сильного политического лидера, а не растворится в тени блистающего ореола Путина.
Многие обозреватели придерживаются теории, что Путин снова станет президентом еще до окончания или после истечения мандата Медведева. Global Insight, напротив, прогнозирует, что влияние Путина будет ослабевать, а лидерство Медведева – укрепляться.
Медведев – лучший выбор для Запада. Он – представитель либерального лагеря и уже сделал заявления, милые слуху иностранных инвесторов. Речь об административной реформе для борьбы с коррупцией, совершенствовании законодательства в обстановке, благожелательной для бизнеса, и укреплении связей с Западом путем диалога.
Вопрос в том, будет ли у Медведева достаточно административной поддержки для проведения этих реформ. Его способность остановить нарастающую волну национализма в России также будет иметь критическое значение для отношений страны с международными партнерами и инвестиционного климата для иностранцев внутри страны, особенно в сфере природных ресурсов. Медведев и Россия – это схватка мягкого человека и жесткого государства, и остается только надеяться, что исход ее будет положительным для мира. В ближайшие же год-два инвестиционный климат в России должен остаться стабильным.