Вчера в Москве состоялся марш несогласных. Возможно, он войдет в историю как самое немногочисленное и непродолжительное шествие (длился всего 7 минут). Так как мероприятие не было разрешено столичными властями, то не обошлось без задержанных – лидера СПС Никиты Белых, главы движения «За права человека» Льва Пономарева и других. Лидеры «Другой России» в это время маршировали в Санкт-Петербурге по разрешенному маршруту. Вместе с ними, по сообщению «Эха Москвы», вышло аж 500 человек. Из них 200 – журналисты┘
После этого любимый лозунг Лимонова «Да, смерть!» вполне можно менять на более актуальный – «да, провал»┘ К провалам модератору движения Гарри Каспарову не привыкать. Они преследуют «Другую Россию» с момента создания. Остается лишь удивляться упорству Гарри Кимовича, который, не имея за душой ни одной конструктивной идеи, ни одного серьезного союзника, почти два года умудрялся убеждать спонсоров на Западе, что «Другая Россия» – реальная сила. Ведь еще на учредительной конференции в 2006-м Ирина Хакамада вынуждена была сказать организаторам «широкой протестной коалиции»: «Вы претендуете взять власть в России? Вы не можете даже сесть и договориться┘ Люди, которые мучаются и страдают в регионах, они хотят услышать, как мы решим их проблемы».
До проблем жителей регионов у лидеров «Другой России» руки так и не дошли. Не до того было. Сначала пытались скрестить ежа с ужом, сведя в колоннах маршей несогласных национал-большевиков, «патриотов», коммунистов, демократов и откровенных фашистов. Потом пытались удержать разбегающихся бывших сторонников. Затем думали, как выжить и что бы такое учудить, дабы спонсоры не сочли движение безвременно почившим. За этими заботами о хлебе насущном практическую работу на местах пришлось ограничить демонстрациями с фальшфейерами и драками с милицией.
Несмотря на несомненную красочность этих зрелищ, народа они собирали немного. На последних маршах, проходивших летом прошлого года, счет участников шел уже не на сотни, а на десятки человек. Пробовали поднимать свои знамена над чужими колоннами, однако лидерам оппозиционных партий это не понравилось. Григорий Явлинский отмежевался от «Другой России», заявив, что «мы не поддерживаем их требований и не понимаем целей и задач». Виктор Анпилов заметил, что акции другороссов «проводятся без цели, без программы и непонятно зачем». А Геннадий Зюганов грубо обозвал трио Каспаров–Лимонов–Касьянов оранжевой проказой.
В июле 2007-го The Wall Street Journal опубликовал некролог «Другой России», автор которого констатировал, что Каспаров «пытается обернуть к собственной выгоде гонения Кремля на оппозицию». «Его шаткая лоскутная коалиция наглядно демонстрирует, насколько трудно будет оппозиции бросить вызов Кремлю».
Вызов Кремлю правой оппозиции действительно бросить не пришлось. Те немногие голоса, которые она получила на выборах в Госдуму, говорить о «всенародной поддержке» не позволяли. Да и с выдвижением единого кандидата на президентские выборы ничего не получилось. Каждый видел в его роли только себя. Это принципиальное противоречие заставило Михаила Касьянова в пух и прах разругаться с Каспаровым. Но поскольку ни себя, ни своих кандидатов через ЦИК им провести не удалось, они, забыв былые распри, заблаговременно объявили выборы «фарсом».
Мнение их мало кого заинтересовало, что огорчило бывших членов коалиции еще больше. Михаил Касьянов даже пригрозил митингом, но потом от этой мысли отказался. А Гарри Каспаров, как человек более последовательный, решил, что он не позволит Западу и дальше не замечать себя. Тем более что появился шанс удвоить силы. К тому 1% россиян, которые, по данным фонда «Общественное мнение», считали полгода назад «Другую Россию» «реальной политической силой», можно было прибавить 1%, который собирали эспээсовцы Никита Белых и Борис Немцов. А с двухпроцентной поддержкой можно уже немало сделать!
И сделали. Провели совместно акцию «Я в фарсе участвовать не буду! А ты?». Собрали для Центризбиркома 5 тысяч подписей интернет-пользователей, которые решили бойкотировать выборы. Вот только неизвестно, были ли проверены списки, опубликованные на сайте «Ежедневного журнала». Фамилии, которые там встречались, могли вызвать некоторое недоумение у сотрудников ЦИКа. Ну как, скажите, они должны реагировать на «Таранова Ивана Ивановича, пивовара» или «Лысенко Трофима Денисовича, агронома-яровизатора»?
Понятно, из такого мероприятия настоящего паблисити не получится. Поэтому решили прибегнуть к испытанному оружию – маршу несогласных. Это – дело верное, особенно если запретят. Тогда можно кричать о произволе властей, а своих сторонников исчислять десятками тысяч.
Но марш, намеченный на 3 марта, запретили только в Москве. И то не по политическим причинам, а исключительно из-за сложности движения транспорта на Чистопрудном бульваре, на который нацелились Каспаров с Лимоновым. Оказалось, что организаторы просто отказались согласовывать с мэрией другие маршруты. «Представители (Гарри) Каспарова и (Эдуарда) Лимонова не согласовали с мэрией свою акцию и не подали заявок на свободные точки», – объяснили в пресс-службе мэрии Москвы. В итоге несгибаемые лидеры «Другой России» велели сторонникам на несанкционированный митинг все равно пробиваться через милицейские кордоны, а сами отважно отбыли в Санкт-Петербург, где мэрия шествие разрешила.
Впрочем, их присутствие на нем особо мероприятие не оживило. Выборы прошли при очень высокой явке, и ожидать, что избиратели побегут на марш, чтобы дезавуировать собственное решение, было бы просто наивно. Они, естественно, этого и не сделали. В общем, шоу вышло каким-то блеклым. Но Гарри Каспаров не отчаивается. У него на 23 марта намечена акция покруче – «Национальная ассамблея», на которой все радикалы в очередной раз попробуют объединиться. Им ведь не впервой это делать.