Убедительная победа Дмитрия Медведева сюрпризом не стала. Эксперты считают, что такой исход выборов определился уже после думской кампании, а решение большинства избирателей в пользу Медведева носило вполне прагматичный характер.
Политологи рассматривают прошедшие президентские выборы как второй этап общей кампании, которая началась после парламентских выборов. И позитивный для Медведева конечный результат был достигнут за счет реализации этого политтехнологического плана.
«Победа Медведева – это последствия декабрьской победы на парламентских выборах «Единой России», – говорит директор Института региональных проблем Максим Дианов.
– Тогда Путин подтянул партию, сейчас партия подтянула Медведева в организационном плане. Речь не про рейтинг, партия выступила в качестве конвертора рейтинга в реальные голоса».
Похожее мнение высказал генеральный директор Центра политических технологий Игорь Бунин: «Единая Россия» обеспечивала путинское большинство в период парламентских выборов и помогла теперь делегировать путинское большинство Медведеву».
Президент Фонда эффективной политики Глеб Павловский говорит о том, что связь между победой «Единой России» и победой Медведева прослеживается и в том, что сейчас рейтинг партии власти подрос даже по сравнению с думской избирательной кампанией. «Это лишний раз свидетельствует о том, что избиратель принимает политический союз Путина и Медведева, скрепленный именно партией власти. Избиратель эту конфигурацию принял и, одобрив, за эту связку голосовал. Высокий процент Медведева – это не лично его популярность, это поддержка избирателем всей конструкции власти, состоящей из трех вершин – Путина, Медведева и «Единой России», – утверждает Павловский.
Однако это не означает, что Дмитрий Медведев стал президентом лишь благодаря тому, что Владимир Путин объявил его своим преемником, считает тот же Игорь Бунин. Действительно, в начале выборов большинство опрошенных социологами избирателей (40%) говорили о том, что поддержат любого кандидата, которого одобрит Путин, еще 30% – что скорее всего проголосуют за такого кандидата. «Но общественное мнение не терпит насилия над собой, и оно начало искать плюсы в Медведеве. И нашло их, – утверждает политолог. – Кампания Медведева была двухслойной. Во-первых, это социальный кандидат, который проводил нацпроекты, говорил о социальных гарантиях, дал социальное измерение российскому обществу. А второй слой его кампании был ориентирован на элиты, отраслевые сообщества. И Медведев сумел всем показать, что он отличим от Путина».
Никто «не хотел избирать куклу», констатирует Бунин, и Медведев смог доказать, что он является не просто «назначенным» кандидатом, а кандидатом, способным стать президентом. И в этом его главное достижение в предвыборную кампанию.
Политолог Алексей Макаркин тоже уверен, что в ходе кампании сложился президентский образ Дмитрия Медведева: «Определяющим моментом был, конечно, фактор преемничества, что его поддержал действующий президент, но вторым немаловажным фактором выступили собственные черты Медведева. Эти черты раскрылись в ходе избирательной кампании, и сами граждане, понимая, что он фаворит выборной гонки, искали и находили в нем президентские черты».
А директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов оценивает победу на выборах как стратегическое достижение политика Дмитрия Медведева: «Достигнутый результат свидетельствует о том, что он расширил свое влияние внутри путинского большинства. И за время избирательной кампании это большинство стало большинством Путина–Медведева».
Большую роль, уверены эксперты, сыграла и конкретность предлагаемой кандидатом программы, понимание избирателем того, что он выбирает, голосуя за Медведева.
«Программа кандидата в президенты должна иметь стратегический характер, общий вектор направления деятельности. Медведеву удалось это донести до избирателя, основываясь на той работе, которую он проводил последние несколько лет в правительстве. Это не выдуманная где-то в академических институтах программа, а реальный план работы», – комментирует Максим Дианов.
В свою очередь, Глеб Павловский отмечает, что Дмитрий Медведев методом своей избирательной кампании взял работу в качестве первого вице-премьера: «Продвижение «плана Путина» и путинской программы развития России до 2020 года стало основным направлением работы первого вице-премьера. Это и сформировало у людей образ союза двоих лидеров, тандема Путина и Медведева. Избиратель принял эту логику – единения старого и нового президентов, работающих вместе на модернизацию России».
А в том, что для избирателя на этих выборах была важна именно логика, политолог не сомневается: «Это не эмоциональное голосование. Это голосование людей, которые стоят на почве здравого смысла, все они говорят: не хотим потрясений и рисков для того, что есть сегодня, и хотим двигаться дальше. Это говорят абсолютно разные люди из разных слоев общества, это осознанный рациональный выбор общества».
Ту же мысль развивает и президент фонда «Общественное мнение» (ФОМ) Александр Ослон: «Высокий результат, с которым победил Дмитрий Медведев, предопределен тем, что граждане не просто выбирали одного из кандидатов в президенты. Страна на этих выборах выбирала курс, выбирала будущее, выбирала стабильность».
Олег Морозов, заместитель секретаря президиума генерального совета партии «Единая Россия», первый заместитель председателя Государственной Думы
На мой взгляд, 2 марта граждане России проголосовали не просто за кандидата в президенты, не просто за Дмитрия Медведева, которого я искренне и от всей души хочу поздравить с победой. Россия выбрала прежде всего преемственность того успешного политического курса, который связан с именем Владимира Путина, с «Единой Россией».
Это курс надежды, если хотите, курс исторического оптимизма. В прежние времена нас учили быть «историческими оптимистами» – а теперь у нас впервые появился шанс стать ими на деле.
Но при этом нужно понимать, что за восемь лет мы заложили фундамент нашего исторического оптимизма, успешного будущего. Чтобы все наши планы воплотились в реальность, нужно было, чтобы на выборах президента победил Дмитрий Медведев – человек, который будет проводить в жизнь лозунг преемственности курса.
Граждане страны пришли на выборы и проголосовали за тот курс, который они поддерживают. Люди голосовали осознанно, прекрасно понимая, какой курс и какую страну они выбирают.
Важно отметить также, что за восемь лет мы сумели выстроить новую политическую реальность: такую политическую систему, которая опирается не на личности, а на институты, главным образом на политические партии. Невозможно проводить в жизнь курс модернизации страны, не опираясь при этом на массовую, влиятельную политическую силу. Именно поэтому и Владимир Путин, и Дмитрий Медведев связывают эффективность работы по реализации стратегии национального развития с «Единой Россией».
Константин Косачев, заместитель
секретаря президиума генерального совета «Единой России», председатель комитета Госдумы по международным делам
Приоритетным направлением внешней политики России в период президентства Дмитрия Медведева будет обеспечение оптимальных внешних факторов для дальнейшего внутреннего развития. Речь идет о минимизации всевозможных рисков и угроз извне, которые в последнее время принимают новые формы: международный терроризм, распространение оружия массового поражения, неконтролируемая и нелегальная миграция, контрабанда наркотиков и оружия. При решении этих проблем Россия заинтересована во взаимодействии и сотрудничестве с крупными международными центрами.
Вторая по значимости задача внешней политики – обеспечение благоприятных условий пребывания российских граждан и бизнеса за пределами страны. Речь о возможности облегченных или даже безвизовых поездок россиян в как можно большее число стран. Другой важный аспект внешней политики – защита сограждан, их прав и свобод за рубежом, обеспечение равных условий экономической деятельности для российского бизнеса.
Одним из приоритетов российской внешней политики останется обеспечение оборонной безопасности страны, противодействие размещению в непосредственной близости от наших границ военных баз и систем ПРО.
Валерий Федоров, генеральный
директор ВЦИОМа
Надо понимать, что люди голосуют не за Медведева, не за «Единую Россию», люди голосуют за стабильность, за предсказуемость, и люди голосуют за тот курс, которым страна развивается последние несколько лет. Кто будет этот курс реализовывать? Кому люди доверяют? Это как раз и есть Путин, это как раз и есть Медведев, это как раз и есть «Единая Россия» как политическая опора.
Дело в том, что основное сражение состоялось на парламентских выборах. Это особенность нашего политического календаря. Так было и в 1999 году, когда победа блока «Единство» на выборах в Государственную Думу предопределила, по сути, победу Владимира Путина на президентских выборах. Так было в 2003–2004 годах, когда 37%, набранных «Единой Россией», предопределили победу в первом туре. Так было и в этот раз, когда убедительная победа «Единой России» – 63%, стала прологом к победе в первом же туре Дмитрия Медведева, кандидата, поддержанного Путиным и «Единой Россией».